Контакты

Ворота и калитки для панельных ограждений. Бельгийская брассери`0.33` на Садовой-Спасской улице Противодесантные заграждения Атлантического Вала "Спаржа Роммеля"

В 1939-1940 годах на востоке и северо-востоке Бельгии сложилась система из нескольких оборонительных рубежей разной глубины, эшелонированных от восточной границы к Брюсселю. Линия Диль была в этой системе вторым из тыловых рубежей, прикрывавших Брюссель с востока, и в отличие от остальных, была вполне закончена строительством. Река и канал образовывали на большей части позиции естественное противотанковое заграждение. На участке от Антверпена до Лёвена располагались в три полосы 194 долговременных сооружения с пулемётным вооружением, от Лёвена до Вавра — 21 сооружение в одну полосу и ещё 20 — к западу от Вавра. Далее до Намюра шли две линии противотанковых заграждений из вкопанных в землю железнодорожных рельс, металлических тетраэдров и С-элементов («бельгийских ворот»), однако на этом участке из-за недостатка финансирования, не построили ни одного огневого сооружения. Всего было построено более чем 400 бункеров, а сама линия пересекала Бельгию от Koningshooikt до Waver и имела протяженность около 70 км. Отсюда и название KW-line. Таким образом, линия Диль примыкала своей северной оконечностью к крепости Антверпен — части так называемого Национального редута, а южной — к укрепленному району Намюра.

Костяк КВ-линии состоял из одного или двух рядов боевых бункеров. По возможности, они были интегрировали в каналы, железные дороги и затопленные районы. Например, сотни гектаров земли были затоплены вдоль Диля в Хаате, Синт-Йорис-Верте, Синт-Агата-Роде и Флоривале. В таких районах, одного ряда бункеров было достаточно для устойчивой обороны. В тех случаях, когда никакие существующие или естественные препятствия не могли использоваться – была построена вторая линия боевых бункеров в качестве дополнительного усиления. Важные места, такие как деревни и крупные перекрестки, были защищены дополнительными боевыми бункерами, так называемыми противотанковыми центрами. Боевые бункеры находились на расстоянии нескольких сотен метров друг от друга. Перед бункерами были обустроены ряды многочисленных препятствий: противотанковые заграждения (элементы Cointet, рельсы, вкопанные в землю и тетраэдры) и противотанковые рвы. Замысел в сооружения многочисленных бункеров состоял в том, чтобы огнем из них, уничтожить врага, остановившегося перед препятствиями.

Хотя это и не сразу видно, КВ-линия состояла из самых разных бункеров, в основном семи типов. Практически каждый боевой бункер имел свой проект, адаптировавший его к конкретному местоположению. В результате двух полностью идентичных боевых бункеров нет на всей оборонительной линии. В тоже время, некоторые конструктивные элементы являлись общими для каждого бункера. Так, везде одинаковыми были амбразуры для пулеметов, смотровые щели, отверстия воздухозаборников. Типовыми были внешние и внутренние бронированные двери и люки аварийных выходов, прочие конструктивные детали.

Сами бункеры, достаточно примитивной конструкции, строились из железобетона со стенами толщиной до 1,3 м, которые выдерживали выстрел 150-мм орудий. Броня внешних дверей составляла 3 мм, внутренних – 5 мм, причем была набрана из металлических полос, закрепленных под углом, что обеспечивало дополнительную защиту от бронебойных пуль. Размер бункера для одного стрелкового места составлял 2мх2м и высотой 1,85 м. Потолок был обшит оцинкованными стальными гофрированными пластинами, чтобы защитить расчет от осколков, в случае попадания снаряда в бункер. Аварийный выход имел размер 0,6м х 0,6м и был заложен двумя рядами металлических балок, которые удалялись только изнутри бункера. Все бункеры имели несколько специальных воздуховодов, которые кроме подачи воздуха, еще и позволяли выкатить гранату наружу, в случае, если бункер будет окружен противником. Причем они имели большой уклон, не позволяющий что-либо (гранату или взрывчатку) забросить вовнутрь бункера. Ни подвода воды, ни электричества, ни санитарных удобств в бункерах не имелось. Освещение осуществлялось масляными или керосиновыми лампами.

Бункеры маскировались под окружающую среду. Некоторые из них были окрашены в камуфляжные цвета или закрыты камуфляжными сетями, для чего на крыше бункеров были вмонтированы железные крюки. У других — были ложные окна и двери. Иногда вокруг бункера строился ложный деревянный дом, сарай, конюшня или иное сооружение, адаптированное к конкретной местности. Бункеры, построенные на склонах холмов, берегах рек или водоемов маскировались земляной насыпью, оставляя открытыми амбразуры и лаз в крыше.

Каждое стрелковое место в бункере имело прямоугольное отверстие в стене со смотровой щелью. И амбразура, и смотровая щель, могли закрываться бронированной заслонкой изнутри. Над каждым стрелковым местом наносился белой краской номер (1,2 или 3). Нумерация вводилась для облегчения управления и работы расчета в бункере. Для установки пулеметов, перед амбразурами имелось крепление под стеллаж или пулеметный станок.

Расчет бункера зависел от количества пулеметов, предполагаемых к установке в нем – от одного до трех. В большинстве случаев, бункеры должны были быть вооружены двумя пулеметами типа «Максим». Расчет бункера состоял их восьми человек: командир расчета, два сержанта, два подносчика боеприпасов и два стрелка.

Вдоль канала Левен-Диль были созданы специальные небольшие бункеры для одного стрелка, хотя ценность их с военной точки зрения, весьма сомнительная. Такие бункеры не имели аварийного выхода.

Следует отметить, что вооружение в бункерах не устанавливалось заранее, а должно было устанавливаться теми подразделениями, которым предписывалось занять линию обороны, за счет своего штатного вооружения.

За линией бункеров, в нескольких километрах, была построена подземная телефонная сеть, которая должна была обеспечивать связь на фронте и с фронтом. Для обеспечения устойчивой связи, в случае порывов и аварий, она имела два параллельно идущих телефонных кабеля на значительном расстоянии друг от друга и соединенных между собой перекрестными линиями. В местах перекрестных соединений, на поверхности земли были сооружены бункера (телефонные колодцы), внешне похожи на боевые бункера, но значительно меньше и не имеющие бойниц и запасных выходов. В этих колодцах также подключались полевые линии с бункеров к общей сети. По сути, они были своеобразной телефонной станцией. Иногда их называли командными бункерами (chambre de connection), поскольку с них можно было следить за действиями на фронте и управлять ходом боя. Каждый такой бункер обслуживал один солдат-связист. Обычно размер такого бункера составлял 1,3м х 0,7м. Всего было построено 33 таких бункера.

Основу защиты КВ-линии между сооруженными бункерами, составляли различные искусственные и природные заграждения, затрудняющие прохождение, как военной техники, включая и танки так и пехоты. Одним из таких заграждений служили элементы «Cointet» (C-элемент) или «бельгийские ворота».

Элемент «Cointet» был разработан французским генералом Эдмондом де Коэнтетом де Фильяном (1870-1948) на основе идеи русских изгородей против кавалерии, применяемых в Первой мировой войне. Он изготавливался из металлических гнутых из листа уголков, имел объемную треугольную форму. Передняя панель элемента «Cointet» имела ширину 2,9 м и высоту 2,4 м. Для установки элемент имел основу — металлический хвост длиной около 3,3 м. Все конструкции – около 1300 кг. Секции крепились между собой с помощью металлических петель. Зачастую крепление заменялось или усиливалось стальным тросом, натянутым внутри конструкций и закрепленным на бетонных «якорях».

Такие «стены» служили в первую очередь серьезным препятствием для пехоты во время атаки, заставляя пехотинца перелазить «стену», тем самым «подставляясь» под пулеметный огонь бункеров. Эти заграждения были препятствием и для бронемашин, бронетранспортеров и даже легких танков (до 20 т), особенно соединенные толстыми стальными тросами. Нельзя сказать, что они были для них непреодолимыми, но задержки по их растаскиваю было достаточно, чтобы артиллерия смогла сосредоточиться и подбить почти обездвиженный танк. Для ликвидации таких заграждений артиллерийским огнем, необходим был достаточно точный и массированный артобстрел, поскольку для разрыва стены, требовалось почти прямое попадания. Ни осколки, ни взрывная война не причиняли ей вреда. И самое главное, после атаки, обороняющаяся пехота за считанные часы восстанавливала «стену», заменяя поврежденные секции и восстанавливая их соединения между собой. Для средних и тяжелых танков, такие препятствия были вроде игрушечных, но на то время, таких танков в Германии еще не было.

По замыслу создателей «Cointet», эта конструкция одновременно могла использоваться и в качестве основы для создания баррикад, для чего пространство позади решетки заполнялось грунтом, камнями и прочими предметами.

Около 75 тысяч секций «Cointet» было выпущено по заказу бельгийской армии несколькими гражданскими заводами. На 10 мая 1940 года на линии было установлено 73,6 тысяч штук или более 200 км. Они устанавливались на полях, дорогах, у мостов и тоннелей, на переправах и перекрестках дорог, а также в других местах, где не было естественных препятствий. После оккупации Бельгии, практические все элементы «Cointet» были демонтированы немцами и вновь собраны на «Атлантическом вале».

Сегодня оригинал элемента «Cointet», можно встретить разве, что в музее, а вот «якоря» для их крепления весьма распространенный артефакт вдоль полей и дорог Бельгии.

Вторым популярным заграждением на КВ-линии были так называемые «железнодорожные поля», которые прикрывали танкоопасные направления. Они представляли собой куски железнодорожных рельс закопанных рядами (от пяти до восьми рядов) на глубину до двух метров. Над поверхностью земли рельс выступал на высоту около метра, а пространство между ними было густо заплетено колючей проволокой. Иногда такие поля дополнялись противотанковым рвом.

В качестве противотанковых заграждений применялись тетраэдры, которые представляли собой металлические трехгранные пирамиды, с высотой грани 2-2,5 м. Известны тетраэдры двух типов: легкие – весом до 200 кг, и тяжелые – заполненные внутри бетоном и весом до 500 кг. Они выстраивались в линию в три-пять рядов, и по сути были непроходимы для любой техники без инженерного разграждения.

Наиболее серьезным противотанковым заграждением были системы противотанковых рвов с одной или двумя бетонированными стенами, которые посредством применения плотин на реках, заполнялись водой. Так в Хаате была воздвигнута противотанковая стена длиной 3,6 км с каналом шириной 4 м.

Несколько городов за КВ-линией, а также дорожные развязки или стратегические высоты были защищены противотанковыми центрами, которые представляли собой несколько бункеров вокруг защищаемого объекта, посредине которого были установлены противотанковые пушки. Таких центров на протяжении лини было около десятка.

Таким образом, созданная Бельгией оборонительная линия, по мнению военных Бельгии, должна была удержать оборону страны с севера, в случае прорыва первой линии. Французское и английское военное командования, считало бельгийскую оборону слабой, а бельгийскую армию неспособной препятствовать немцам в стремлении быстро овладеть Бельгией и Нидерландами. Поэтому, с целью заранее сократить линию фронта, отдалить её от жизненно важных центров Франции и приблизить свои авиабазы к Рурской области, предполагало занять оборону на укрепленных рубежах на бельгийской и голландской территории. В Бельгии таким рубежом была линия Диль. Предполагалось оборонительную линию насытить войсками Бельгии, Британии и Франции, по заранее распределенным участкам. Однако до начала немецкого вторжения в Бельгию, ни один французский или британский офицер не побывал на линии Диль и не были ознакомлены с местностью и фортификационными сооружениями. В результате, союзники, заняв свои участки на линии, не смогли удержать оборону на линии Диль дольше одних-двух суток.

К моменту вторжения Германии в Бельгию КВ-линия состояла из подземной телефонной сети, бункеров для пулеметных расчетов, установленных противотанковых препятствий, затопленных территорий и заполненных водой рвов. Однако, траншей и окопов для пехоты почти не существовало, минных полей не было, колючая проволока отсутствовала. Оружие и боезапас должны были принести с собой отступающие войска и подошедшие с тыла французы и британцы.

15 мая 1940 года, когда еще шли бои возле отдельных фортов первой оборонительной линии Льежа, передовые подразделения немцев уже вышли на рубеж линии Диля. 16 мая линию обороны покидают французы, поскольку немцы уже частично вошли во Францию, и гарнизон из Бельгии уходит, боясь окружения. 22 мая уходят британцы. 28 мая Бельгия капитулирует. За 18 дней войны бельгийская армия потеряла 6 тысяч человек, или половину штатной численности. Приблизительно столько же погибло и мирных жителей. Оборонительная линия оказалась абсолютно бесполезной затеей.

Сегодня в ландшафте Бельгии все еще видны многие остатки этой линии. Большинство бункеров никогда не разрушалось – ни немцами во время войны, ни бельгийцами после. Большая и часть из них осталась заброшенной, часть была приспособлена местным населением под хозяйственные нужды, некоторые захватили колонии летающих мышей.

Сохранились и другие останки линии: отдельные участки противотанковых рвов, как заполненных водой, так и сухих. Встречаются и некоторые шлюзы. Однако и те и другие находятся в заброшенном, неприглядном состоянии. Часто встречаются бетонные «якоря» от «Железной стены». Пока на всей протяженности линии не создано ни одного музея, а материалы об обороне линии в открытых источниках весьма скудные.

Ресторан о себе

  • Один из трендов последнего времени – крафтовое пиво. Его теперь можно встретить даже в "непивных" заведениях. Самый вкусный крафт – бельгийский. В Бельгии, на небольшой территории (всего в 12 раз больше современной Москвы) производятся тысячи видов пива.
    В Москве становится все больше...
  • Один из трендов последнего времени – крафтовое пиво. Его теперь можно встретить даже в "непивных" заведениях. Самый вкусный крафт – бельгийский. В Бельгии, на небольшой территории (всего в 12 раз больше современной Москвы) производятся тысячи видов пива. В Москве становится все больше бельгийских пивнушек. Их ещё не так много, как в Питере, но уже есть из чего выбрать, не из одной лишь "Кельи" в Сивцевом. О ПИВЕ Принципиальная позиция: ни одной капли пива, разливаемого локально. Вкус пива зависит прежде всего от местной воды. Именно поэтому бутылочный "Хугаарден", который льётся на Клинском заводе "Сан-Инбев", пить не очень вкусно. В ‘0.33’ он приезжает из Бельгии, и это совершенно другой напиток: тонкий, освежающий, душистый, пахнущий апельсинами и кориандром. Второй принцип – серьёзный акцент на бутылочном пиве. Традиция предпочитать разливное пиво бутылочному (оно, мол, вкуснее и свежéе) не работает в случае с бельгийским пивом. Значительная часть "пив" проходит вторичную ферментацию (т.е. дображивает) в бутылке. В ‘0.33’ можно сравнить бутылочный Kasteel Rouge и его разливной вариант – и убедиться, насколько в бутылке вкус сильнее и насыщенней. Бутылок 250+ марок. Одного фруктового пива, которое так любит прекрасный пол, 45 (!) шт. В чт, пт и сб работает пивной сомелье. Регулярно проходят дегустации. Чтобы пиво было бескомпромиссно свежим, в розлив в ‘0.33’ поставили совсем немного сортов (по одному наиболее популярному в каждой категории): бельгийский лагер Gordon Five, янтарный эль Palm, светлый и тёмный монастырский эль Leffe, белый Blanche de Bruxelles, лёгкий вишнёвый ламбик Mort Subite, изысканное тёмное Bourgogne des Flanders, крепкое фруктовое Kasteel Rouge, невероятный аббатский дюбль Floreffe Prima Melior и одну из самых легендарных бельгийских марок – Pauwel Kwak (по старинной бельгийской традиции при заказе большой колбы "Квака" гость на время расстаётся со своим ботинком). Ещё один кран – пиво месяца. И last but not least – цены. Лучшие среди всех московских бельгийских брассери. В ‘0.33’ следят за этим сами и просят всех помогать нам: гость, нашедший лучшую цену получает бутылку этого пива в подарок, а в ‘0.33’ исправляем цену в меню. О ЕДЕ Шеф ‘0.33’, Сергей Сергеевский, разработал небольшое, но достойное меню. Вдохновлялся бельгийскими пивными специалитетами, талантливо адаптируя их к местным вкусам. Хиты: наша версия бельгийского бургера на картофельной вафле, филе америкэн (тар-тар по-нашему), разные паштеты, настоящий ватерзой (крестьянская похлёбка из курицы или рыбы), идеальный "Нисуаз" (такой, каким его делают в Ницце), тарелка обжигающих сочных тефтелек с хрустящей корочкой, крокеты, куриные крылышки в соусе чатни, идеальная бельгийская картошка-фри (Бельгия – родина этого блюда), тушёные говяжьи щёчки, которые в Бельгии называются «стоффлес», стейки безупречной прожарки. Когда из Крыма привозят свежие мидии, их подают в белом вине, в пиве, в сырном или томатном соусе. Ну, и льежские вафли с мороженым. В будни до 16:00 огромная (33%) скидка на еду. О СТЕНАХ Пара слов об интерьере: огромные панорамные окна, через которые приятно (не без чувства тайного превосходства) наблюдать за вечной пробкой в Орликовом, разноплановое пространство, много уютных закутков, нависающие над столами светильники создают комфортный полумрак. Кирпич, дерево и грубый металл контрастируют с мягкими кожаными диванами. Есть банкетный зал, вмещающий ок. 30 человек, огромный экран для спортивных трансляций, и пять туалетных комнат (чтобы не было очередей). И, наконец, у в ‘0.33’ есть свой собственный Manneken Pis, знаменитый брюссельский "Писающий мальчик".

Описание

Пресс-релиз

Один из трендов последнего времени – крафтовое пиво. Его теперь можно встретить даже в «непивных» заведениях. Самый вкусный крафт – бельгийский. В Бельгии, на небольшой территории (всего в 12 раз больше современной Москвы) производятся тысячи видов пива.

В Москве становится все больше бельгийских пивнушек. Ещё не так много, как в Питере, но уже есть из чего выбрать, не из одной лишь «Кельи» в Сивцевом.

Принципиальная позиция: ни одной капли пива, разливаемого локально.

Вкус пива зависит прежде всего от местной воды. Именно поэтому бутылочный «Хугаарден», который льётся на Клинском заводе «Сан-Инбев», пить не очень вкусно. В ‘0.33’ он приезжает из Бельгии, и это совершенно другой напиток: тонкий, освежающий, душистый, пахнущий апельсинами и кориандром.

Второй принцип – серьёзный акцент на бутылочном пиве. Традиция предпочитать разливное пиво бутылочному (оно, мол, вкуснее и свежéе) не работает в случае с бельгийским пивом. Значительная часть «пив» проходит вторичную ферментацию (т.е. дображивает) в бутылке. В ‘0.33’ можно сравнить бутылочный и разливной вариант – и убедиться, насколько в бутылке вкус сильнее и насыщенней.

Бутылок 400+ марок. Это лучшее собрание в России. Одного фруктового пива, которое так любит прекрасный пол, более пятидесяти (!) шт. В чт, пт и сб работают пивные сомелье. Регулярно проходят дегустации.

Чтобы пиво было бескомпромиссно свежим, в розлив в ‘0.33’ поставили совсем немного сортов (по одному наиболее популярному в каждой категории): бельгийский лагер Gordon Five, янтарный эль Palm, светлый и тёмный монастырский эль Leffe, белый Blanche de Bruxelles, лёгкий вишнёвый ламбик Mort Subite, изысканное тёмное Bourgogne des Flanders, крепкое фруктовое PetrusAged Red, невероятный аббатский дюбль Floreffe Prima Melior и одну из самых легендарных бельгийских марок – Pauwel Kwak (по старинной бельгийской традиции при заказе большой колбы «Квака» гость на время расстаётся со своим ботинком).

Ещё один кран – пиво месяца.

И last but not least – цены. Лучшие среди всех московских бельгийских брассери. Мы в ‘0.33’ следим за этим сами и просим всех помогать нам.

Шеф ‘0.33’, Сергей Сергеевский, разработал небольшое, но достойное меню. Вдохновлялся бельгийскими пивными специалитетами, талантливо адаптируя их к местным вкусам. Хиты: наша версия бельгийского бургера на картофельной вафле, филе америкэн (тар-тар по-нашему), домашние колбасы и паштеты, настоящий ватерзой (крестьянская похлёбка из курицы или рыбы), идеальный «Нисуаз» (такой, каким его делают в Ницце), тарелка обжигающих сочных тефтелек с хрустящей корочкой, крокеты, куриные крылышки в соусе чатни, идеальная бельгийская картошка-фри (Бельгия – родина этого блюда), тушёные говяжьи щёчки, которые в Бельгии называются «стоффлес», стейки безупречной прожарки. Когда из Крыма привозят свежие мидии, их подают в белом вине, в пиве, в сырном или томатном соусе. Ну, и льежские вафли с мороженым.

В будни до 16:00 огромная (33%) скидка на еду.

Пара слов об интерьере: огромные панорамные окна, через которые приятно (не без чувства тайного превосходства) наблюдать за вечной пробкой в Орликовом, разноплановое пространство, много уютных закутков, нависающие над столами светильники создают комфортный полумрак. Кирпич, дерево и грубый металл контрастируют с мягкими кожаными диванами.

Есть банкетный зал, вмещающий ок. 30 человек, огромный экран для спортивных трансляций, и пять туалетных комнат (чтобы не было очередей).

И, наконец, у в ‘0.33’ есть свой собственный Manneken Pis, знаменитый брюссельский «Писающий мальчик».

Противодесантные заграждения Атлантического Вала
"Спаржа Роммеля"

Большое предисловие.

По мере того, как разрасталась Вторая Мировая война, и военные действия между Германией с одной стороны, и Англией и Францией с другой, перешли из состояния "сидячей войны" (осень 1939-весна 1940) в настоящие полномасштабные боевые действия, перед германским военным командованием начала вставать проблема защиты завоеванных территорий от нападения союзников. Хотя в июне 1940 Франция была выбита из войны, а ее территория оккупирована, Англия, поддерживаемая США, начинала представлять для Германии все большую опасность. С началом войны против СССР, когда едва ли не все боеспособные дивизии были брошены на Восточный фронт, а в декабре 1941 США официально вступила в войну с Германией, вероятность вторжения союзников начала все в большей степени становиться возможной.

Одним из наиболее вероятных вариантов было вторжение с территории Англии через пролив Ла-Манш или из Бискайского залива. Также вполне вероятным было вторжение через Данию и Норвегию. Тем более, что в 1940 году в Норвегии англичане уже это пытались сделать. Хотя успехи немецкого оружия на Восточном фронте летом-осенью 1941 впечатляли и внушали немцам оптимизм, нельзя было сбрасывать со счетов вероятность того, что Англия, чья судьба целиком зависела от того, выстоит Красная Армия или нет, попытается вторжением во Францию, Норвегию или Данию оттянуть на себя часть сил Вермахта. Особенно по мере того, как из Америки в Англию начали прибывать дивизии армии США.

Уже 14 декабря 1941 года Гитлером были отданы первые распоряжения по началу строительства в Западной Европе оборонительной линии под названием "Новый Западный Вал" (Neue Westwall). Правда, первоначально все сводилось к усилению оборонительных возможностей портов и гаваней, находящихся в Атлантике.

Поражение Вермахта под Москвой в декабре 1941- январе 1942, и активные политические и дипломатические усилия Москвы, требовавшей более активного участия союзников в войне, и прежде всего в Европе, привели германское руководство к выводам о том, что опасность вторжения союзников в Европу возрастает. И уже 23 марта 1942 Гитлер своей Директивной №40 потребовал возведения на Атлантическом побережье системы укрепленных районов под названием "Атлантический Вал" (Atlantikwall). Необходимость укрепления побережья подтвердилась попыткой англичан высадить десант возле Дьеппа в августе 1942.

Однако, до лета 1943 года строительство шло медленными темпами, поскольку Театра военных действий в Западной Европе пока не существовало, а ресурсы остро требовались Восточному фронту. Однако, в этом году положение быстро стало меняться не в пользу Германии.
В январе 43 крупнейшее поражение под Сталинградом с гибелью 6-й армии.
В мае 43 капитуляция итало-германских войск в Северной Африке.
Июль-август 43 поражение в битве на Курской дуге и захват союзниками Сицилии.
Сентябрь 43 высадка союзников на юге Италии и их наступление на север.

Вместе с тем, и немцам и союзникам становилось ясно, что приближается время, когда боевые действия должны развернуться в Западной Европе. Наступление союзников в Италии завязло на местности очень благоприятной для обороны, и немцы успешно противостояли им сравнительно небольшими силами. А ведь впереди лежали Альпы, преодоление которых сулило союзникам огромные потери с реальной угрозой полной остановки наступления.

Единственным перспективным решением для англо-американцев было вторжение во Францию из Англии. Выбор мест, где возможно было провести морскую десантную операцию был невелик. Американский генерал О.Бредли насчитывал их всего шесть.
Первый - побережье Северного моря от Гааги до Антверпена.
Второй - район пролива Па-де-Кале.
Третий - район Гавра.
Четвертый -район полуострова Котантен и до города Кан.
Пятый - район полуострова Бретань.
Шестой - побережье Бискайского залива от Сен-Назера до Бордо.

Наиболее вероятным участком немцы считали район Па-де-Кале, и здесь они сосредоточили основные усилия по возведению фортсооружений и заграждений. Однако, разведка союзников вскрыла эти приготовления противника и их командование сочло более перспективным участок от основания полуострова Котантен и до города Кан.
Хотя, отсюда до сердца Германии было дальше, однако, этот вариант обещал скорейшее освобождение Франции с возможностью использования большого количества французских портов, более быстрый выход в военную кузницу Германии - Рур.

Так или иначе, но работы по созданию оборонительной линии на побережье, и прежде всего, по берегу Ла-Манша следовало форсировать. В ноябре 43 Гитлер возлагает на фельдмаршала Роммеля задачу инспектирования Атлантического Вал, в ходе которой он доложен был организовать ускоренную подготовку побережья к обороне. Роммель имел большой опыт боевых действий против англичан и американцев, знал их сильные и слабые стороны. Кроме того, он имел большой опыт ведения войны малыми силами на местности, бедной естественными препятствиями. Он хорошо был знаком с опытом морских десантов на Сицилии, Салерно и Неттунии.

В ходе инспектирования Роммель пришел к выводу, что сил для отражения союзников у немцев явно недостаточно как по количеству дивизий, так и по их состоянию и боеспособности. Вместе с тем, он знал, что различного рода невзрывные заграждения в сочетании с обширным минированием создают очень благоприятные условия для обороняющихся.
Забегая вперед, заметим, что если с марта 42 до ноября 43 на Атлантическом Валу было установлено около 2 миллионов различных мин, то до лета 44 усилиями Роммеля это число было доведено до более чем 8 миллионов. И он требовал срочных поставок еще 40-50 миллионов, чего промышленность Вермахта выполнить была не в силах. А вообще, Роммель полагал, что 200-300 миллионов мин исключат даже саму мысль о возможности высадки. Но это количество едва ли не вдвое превышает количество всех мин установленных всеми воюющими сторонами в сумме за всю Вторую Мировую войну. Эти идеи фельдмаршала уходили за область реального.

Второе, что знал Роммель, это то, что успех высадки морского десанта решается в первые часы. Если в это время удается уничтожить первый эшелон атакующих, то второго, скорее всего, уже не будет. Дело в том, что первый эшелон десанта ориентирован на захват и удержание плацдарма на берегу, и соответствующе оснащен и организован.
Второй же эшелон предназначен для развития успеха. Он в гораздо большей степени оснащен тяжелым вооружением (минометы, артиллерия, танки), и обременен автотранспортом и грузами снабжения. Второму эшелону критично необходимы более благоприятные условия приближения к берегу и выгрузке, нежели первому.
Проще говоря - второй эшелон это не вторая попытка того, что не смог первый.

Третье, что твердо знал фельдмаршал, десант нужно уничтожать в момент максимального приближения к берегу, но когда солдаты еще не ступили или только-только ступили на песок.
Дело в том, что это момент, когда корабельная артиллерия и авиация поддержки десанта вынуждены прекратить огонь, чтобы не поразить своих, а десантники еще не могут действовать своим оружием. Они еще не разобрались в обстановке, не сориентировались, не видят целей, командиры еще не знают толком где их люди, не организована связь между подразделениями и с вышестоящим командованием. Словом, обстановка неясная, крайне нервозная.
К тому же у десантников еще нет никаких укрытий, нет пополнения боеприпасами (носимый боекомплект солдат расходует в первые 20-25 минут боя), часть личного оружия не действует, тяжелое оружие еще не высажено.

Конец предисловия.

Итак, Роммель решил компенсировать нехватку огневых средств и личного состава минно-взрывными и невзрывными заграждениями. Свою работу он начал с решения кардинального вопроса - где должны быть размещены противодесантные заграждения, т.е. заграждения, которые мешают десантным плавсредствам приблизиться к берегу и высадить десантников и танки.

Фактор местности. Особенностью Ла-Манша являются весьма значительные приливы. При определенных сочетаниях влияния на Землю Луны и Солнца высота прилива (разница между минимальными и максимальными уровнями воды) может достигать 15 метров. При наиболее благоприятном для союзников влиянии Луны и Солнца высота прилива 6-7 метров. Это минимальная высота прилива вообще возможная в Ла-Манше. В зависимости от уклона местности в сторону моря это означает разницу в отстоянии кромки воды в момент прилива и отлива 150-400 метров.

От автора. 150-400 метров совершенно плоского, не имеющего никаких абсолютно укрытий пляжа, покрытого мокрым вязким песком, илом и водорослями. Даже окопчик невозможно отрыть. Он сразу же заплывает водой и песком. Таких условия для боя и врагу не пожелаешь.

Уровень воды во время прилива повышается, а при отливе падает на 30 см. каждые 15 минут. Следовательно, каждый час уровень воды изменяется примерно на 1.2 метра. Это означает, что с момента полного отлива до момента полного прилива проходит порядка 5-6 часов. Соответственно и при отливе. Таким образом, полный прилив, как и полный отлив, наступает каждые 10-12 часов.

Какой момент выбрать для высадки?

Наиболее благоприятным является момент полного прилива. В этом случае десантники попадают сразу на сухой возвышенный берег и сразу могут атаковать береговые укрепления. У немцев мало времени для открытия огня и уничтожения десантников. Это понимали и немцы и союзники. Для Роммеля, таким образом, не было иного решения, как заставить союзников отказаться от высадки во время прилива. Это возможно сделать лишь с помощью противодесантных заграждений, которые могут воспрепятствовать приближению плавсредств к берегу.

Момент полного отлива наименее благоприятное для высадки вследствие того, что перед атакующими будет голое пространство 150-400 метров, но это единственный момент, когда баржи смогут приткнуться к берегу и открыть аппарели, не опасаясь сесть на препятствия.

Забегая вперед, скажем, что союзники приняли именно это парадоксальное решение; единственное, позволяющее нейтрализовать противодесантные заграждения. Было решено начать высадку через час после начала прилива, чтобы все же несколько уменьшить зону, которую придется преодолевать по открытому месту. Первыми должны были высадиться саперные команды подводно-подрывных работ. Они в течение 30 минут, т.е. пока вода поднимется на 60 сантиметров должны будут проделать проходы в заграждениях и обозначить их. Через 30 минут работать на заграждениях станет уже невозможно.
В эти проходы должны были устремиться десантные баржи. И по мере того, как будет подниматься вода десантники будут высаживаться все ближе к высокому берегу.

Итак, немцы разработали и возвели на нормандском побережье целую систему невзрывных и взрывных заграждений.

Оставляя в стороне рассмотрение морских якорных и донных мин, которые в основном работали против кораблей артиллерийской поддержки и крупных десантных судов, остановимся на собственно противодесантных заграждениях.

Первыми приближающиеся к берегу высадочные средства (танко-десантные и пехотно-десантные баржи и катера, плавающие транспортеры LVT4, плавающие танки М4 DD и т.п.) встречали хеммбалки и хольцпфёлены. Они были установлены в зоне минимального уровня воды при отливе.

Хемммбалка (Hemmbalken) .

Также в немецкой документации встречается название Spreizhemmbalken.
Это препятствие представляло собой треугольную пирамиду высотой около 3 метров из бревен диаметром 20-30 см., врытых в грунт. В сторону моря с вершины пирамиды под углом 30 градусов к горизонтали укреплялось бревно того же диаметра. Примерно посередине это бревно подпиралось бревенчатой стойкой с откосной балкой (тоже врытые в грунт). Передний конец наклонного бревна упирался во вбитую в грунт сваю того же диаметра. На верхней поверхности бревна были закреплены две-три зубчатые стальные пластины. На вершине некоторых хеммбалок кроме того, закреплялась противотанковая мина. Как правило это были мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. Изредка встречались мины T.Mi.35. Другие мины не использовались, поскольку в те времена, требуемой герметичностью обладали только эти мины.
Существовали различные вариации этого препятствия. В частности, вместо бревенчатой пирамиды могла быть установлена просто бревенчатая двунога.
На фотоснимке справа показана сохранившаяся на французском побережье с тех времен хембалка.

Это препятствие действовало при высоте воды от 0 до 4.5 метра (3 метра высоты самого препятствия и 1.5 метра осадки пехотно-десантной баржи типа "бот Хиггинса").

Движущееся плавсредство натыкалось на хеммбалку и по инерции наползало на нее. При этом зубцы пластины вспарывали днище, что приводило к поступлению воды в корпус. Поскольку плавсредство попадало на хеммбалку несимметрично, то при погружении в воду оно накренялось и при достаточной глубине воды опрокидывалось. Если же плавсредство (при большей глубине воды) натыкалось на конец хембалки, то под ним взрывалась противотанковая мина. Это приводило к пробоине корпуса, контузии десанта и экипажа и в конечно счете к затоплению плавсредства.
Своевременно сойти с хеммбалки задним ходом баржа уже не могла, т.к. зубцы были устроены так, что препятствовали обратному движению (принцип зубьев гарпуна).
Танк или плавающий транспортер, движущийся по грунту также не в состоянии преодолеть хеммбалку, т.к. уткнувшись в наклонное бревно, машина начинала подниматься по ней и заваливалась на бок
Хеммбалки устанавливались в линию с интервалом от 6 до 12 метров и могли соединяться между собой стальным тросом, который препятствовал прохождению малых плавсредств между хеммбалками. Однако, троса были закреплены далеко не везде вследствие того, что в морской воде они довольно быстро коррозировали и обрывались. Кроме того, во время приливов в штормовую погоду на тросах нависало много водорослей и мусора.

Всего, на побережье Ла-Манша хеммбалок было установлено по различным подсчетам от 67 до 400 тысяч. Из них мины были установлены на 5- 7 тысячах. Дать точные сведения не представляется возможным из-за того, что одни авторы считают только участки высадки союзников, другие вообще нормандское побережье, третьи всю линию Атлантического вала.
Ясно одно - хеммбалки были одним из самых распространенных противодесантных заграждений, поскольку для их возведения требовались лишь рабочая сила и лес. А леса в Северной Франции вполне достаточно.

Между хеммбалками устанавливаются хольцпфёлены.

Хольцпфёлен (Holzpfaehlen)
Это просто бревна диаметром 20-25 см. вкопанные в грунт под наклоном 60 градусов вперед (в сторону моря). Высота над уровнем грунта 3 метра. На торце бревна закрепляется противотанковая мина. Как правило это были мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. Изредка встречались мины T.Mi.35. Другие мины не использовались, поскольку в те времена, требуемой герметичностью обладали только эти мины.
Задерживающие возможности этого препятствия существенно меньше, нежели хеммбалок. Танк или плавающий транспортер, движущиеся по грунту, могли ударом корпуса просто сломать бревно. Однако, для плавсредств хольцпфёлен представляли серьезную угрозу, если препятствие не было видно над водой. Наталкивание баржи или катера на хольцпфелен приводило ко взрыву мины, в результате чего плавсредство получало пробоину и тонуло.
Если же хольцпёлен и не имело на своем торце мину, то все равно, движущееся на скорости плавсредство пробивало себе днище. Если оно застревало на бревне, то вследствие поступления воды в корпус тонуло. Если же ему удавалось сломать бревно (это было возможно только для бревен тоньше, чем 20 см. и подгнивших), то плавсредство все же успевало дойти до мелководья. Однако, без ликвидации пробоины к дальнейшей эксплуатации плавсредство было уже непригодно.

Всего было установлено на нормандском побережье более 463 тысяч хольцпфёлен. Практически все они были снабжены минами. Такое их количество объясняется простотой самого препятствия и простотой его установки. Трудно сказать, специально ли для этих целей на корпусах мин T.Mi.43 Pilz были предусмотрены кронштейны и кольца, но то, что они обеспечивали удобное и быстрое закрепление на торцах бревен, это несомненно.

Промежутки между группами хеммбалок и холцьпфёленов закрывались с помощью так называемых "Бельгийских ворот".

Бельгийские ворота (belgisch Gate)
Это заграждение представляет собой передвижную конструкцию из стальных уголков и стержней. Ее высота 2.8-3.0 метра, ширина 3.8 метра. Конструкция установлена на широких катках и может перемещаться в нужное место с помощью тягача (трактор, танк).
Насколько известно автору, это трофейные бельгийские противотанковые заграждения, с помощью которых предполагалось быстро перегораживать дороги против вражеских танков и бронемашин, и вместе с тем, при необходимости быстро освобождать проходы. По замыслу создателей одновременно эта конструкция могла использоваться в качестве основы для создания баррикады, для чего пространство позади решетки заполнялось грунтом, камнями и прочими предметами. Также она могла использоваться в качестве противопехотного препятствия. Считалось, что солдаты противника будут вынуждены перелезать через эти ворота, подвергаясь при этом ружейно-пулеметному обстрелу.

Однако, бельгийцам они не пригодились, а немцы использовали их совместно с группами хеммбалок и хольцпфёленов, закрывая ими промежутки между группами. Остается неизвестным - то ли бельгийские ворота предназначались для обеспечения устройства проходов в заграждениях в необходимых случаях, то ли просто они были заменой групп хеммбалок.
Следует заметить, что в отличие от хеммбалок бельгийские ворота являлись и противопехотными заграждениями, если устанавливались плотно и соединялись между собой.

Сведений об их количестве не имеется, но судя по фотографиям, их было немногим меньше, нежели хеммбалок.

За линией хеммбалок, холцьпфёленов и бельгийских ворот и примерно на 10-50 метров дальше от воды проходила линия так называемых мин-щелкунчиков (Nussknackermine). Это крайне коварное заграждение, изобретенное по одним сведениям лично Роммелем, по другим, разработанное по его идее. Внешне, эти ранее неизвестные противодесантные донные мины, представляли собой бетонные основания, в которые были вставлены наклонно рельсы, двутавровые или тавровые балки, швеллеры высотой около 3 метров. А то и вовсе, просто торчащие из песка эти самые балки или рельсы. Английские разведчики, которые неоднократно в 41-44 годах по ночам высаживались с лодок на берег и обследовали эти заграждения, докладывали, что это просто металлические невзрывные заграждения против плавсредств, работающие точно также, как и хольцпфёлен, но не имеющие наверху противотанковых мин.
А коварство мин-щелкунчиков заключалось в том, что стандартные заряды взрывчатки или пара противотанковых мин в эти устройства при их установке не закладывались. Это предполагалось сделать, когда угроза высадки станет очевидной и близкой. И все же во многие мины заряды немцы установить так и не успели. И сегодня ряд историков полагает, что это были невзрывные заграждения.

Противодесантная мина типа I (Nussknackermine I).
Представляет собой бетонное основание в форме усеченного конуса диаметром 1.1. метра и высотой 60 см. Вверх вперед на высоту 3 метра выступает металлическая балка или рельс, играющая здесь роль наклонного датчика цели. Внутри основания помещаются две противотанковые мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. Если плавсредство натолкнется на эту штангу, то оно начинает отклонять ее к вертикальному положению. Нижний конец штанги давит на взрыватель противотанковой мины, что приводит к взрыву обеих мин. В результате взрыва в днище плавсредства образуются множественные длинные трещины, заделать которые не представляется возможным. Кроме того, вследствие воздействия гидроударной волны взрыва, срываются с креплений двигатель, валы трансмиссии, повреждается винт и руль. Плавсредство теряет ход и управляемость. Десант и экипаж получают контузии различной степени тяжести. В конечном счете плавсредство тонет.

Эти мины начали устанавливать на побережье Нормандии с декабря 1943 года. Однако, вскоре пришли к выводу, что одностороннее действие мины (она срабатывает только если плавсредство приближается с моря) неудовлетворительно. Для уходящего от берега плавсредства, которое высадило десантников, эта мина представляет меньшую опасность.

Поэтому мина была модернизирована. Она получила обозначение как тип II.

Противодесантная мина типа II (Nussknackermine II).
Эта мина также представляла собой бетонное основание в виде усеченного конуса высотой 60 см и диаметром в основании 1.1 метра. Однако, датчик цели (стальная балка или рельс) устанавливался вертикально и удерживался в этом положении с помощью упоров и растяжек. Две противотанковые мины T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. располагались по обе стороны нижнего конца этой штанги внутри основания. При столкновении плавсредства, идущего с моря или к морю, со штангой оно отклоняло ее от вертикального положения, что приводило к взрыву одной из мин. Ударная волна заставляла сработать взрыватель второй мины. так что взрыв обеих мин происходил практически одновременно. Поражающие возможности этой мины были одинаковыми с миной типа I.

Мины типа II начали устанавливать в конце декабря 1943 года.

Однако, уже к этому времени интенсивность возведения фортификационных сооружений на побережье возросла настолько, что для производства мин типов I и II не оставалось ни бетона, ни производственных мощностей. К тому же было выявлено, что противотанковые мины все же недостаточно стойки к агрессивной морской воде. Вдобавок, было решено установить обширные противотанковые минные поля на берегу за пределами пляжей, т.к. появились сведения о том, что у союзников имеются танки и автомобили, способные плавать или передвигаться под водой. Промышленность Германии не справлялась с заказами Роммеля по изготовлению противотанковых мин.

Немецкие саперы стали импровизировать. Так появилась мина Nussknackermine III

Противодесантная мина типа II (Nussknackermine III)
Основой этой мины стали бетонные или железобетонные кольца, которые используются для облицовки стенок колодцев и для устройства водопропускных труб под дорогами. Они имели наружный диаметр 1.2. м., внутренний 1 метр и высоту 60 см.
В стенках кольца проделывались отверстия, в которые вставляли две короткие балки. К этим балкам хомутами крепили крупнокалиберный артиллерийский фугасный снаряд. Достоверно известно, что использовался немецкий 172 мм. снаряд "17 cm Sprgr L/4,7 Kz (m. Haube)". По всей вероятности использовались и трофейные французские снаряды примерно такого же калибра. Заряд взрывчатки был существенно меньше (6.4 кг.), нежели в двух противотанковых минах, однако и этого было вполне достаточно, чтобы потопить десантную баржу. Зато стойкость снаряда к морской воде сомнений не вызывала.
Штатный взрыватель снаряда удалялся и вместо него с помощью адаптера вкручивался саперный взрыватель натяжного действия Z.Z.35, обычно использовавшийся в противопехотных минах. К штоку взрывателя крепилась натяжная проволока, выходившая сквозь отверстие в стенке бетонного кольца наружу. Снаружи к бетонному кольцу на оси, крепилась трехметровая стальная балка или рельс (штанга). И вот к ней крепился второй конец натяжной проволоки. От падения штангу удерживала проволочная стяжка, закрепленная на бетонном кольце.
Снаряд и взрыватель для улучшения герметичности заливались битумом или смолой.
Наткнувшееся на штангу плавсредство толкало штангу вперед, обрывая стяжку. Натяжная проволока тянула шток и взрыватель срабатывал. Снаряд взрывался и выводил плавсредство из строя.

Преимущество мины типа III перед двумя предыдущими состояло в том, что устанавливать ее было возможно без применения грузоподъемных средств (мины типа I и II весили около 700 килограмм). Кольцо подвозилось к месту установки мины на повозке, а то и вовсе усилиями солдат (перекатывалось), а все остальные работы по сборке производились на месте расчетом из 4 человек за 40-50 минут

Установка мин этого типа отмечается с февраля 1944 года.

Вскоре было решено отказаться от бетонных колец совсем и заменить их рамой из стальных балок или рельс. Так появились дла типа противодесантных мин. Одна с натяжным взрывателем, вторая с нажимным взрывателем.

Импровизируемая противодесантная мина (improvisierte Nussknackermine)
Обе мины были устроены одинаково. Обе представляли собой раму длиной и шириной 3 метра из стальных балок или рельс. Две балки располагались близко друг от друга параллельно, а две другие были поперечно прикреплены к их концам. В центре на оси между параллельными балками была установлена поворачивающаяся на оси балка (3 метра высотой), игравшая роль датчика цели. Она фиксировалась в определенном положении (наклонно вперед) с помощью двух растяжек и упорной короткой балки. Т.е. повернуть ее на оси в вертикальное положение было возможно только приложив определенное усилие.
На параллельных балках хомутами крепился артиллерийский фугасный снаряд крупного калибра (от 203 до 283 мм.), что обеспечивало мине заряд взрывчатки от 15 до 23 килограмм. В основном использовались трофейные французские снаряды устаревших артсистем, оставшиеся от Первой Мировой войны.
Штатный взрыватель из снаряда удалялся и на его место через адаптер вкручивался либо взрыватель натяжного действия Z.Z.35, либо взрыватель нажимного действия D.Z.35
В последнем случае (как показано на рисунке слева) взрыватель своей головкой почти касался штанги и плавсредство, идущее с моря, натолкнувшись на штангу, поворачивало ее в вертикальное положение. В результате штанга давила на взрыватель и он срабатывал, приводя снаряд ко взрыву.
Если же использовался натяжной взрыватель, то снаряд закреплялся по другую сторону штанги. В этом случае натяжная проволока от штока взрывателя проходила и крепилась к нижней части штанги. Поворот штанги в вертикальное положение тянул проволоку и взрыватель срабатывал.
Мины этого типа немцы стали устанавливать уже в апреле-мае 1944 года. Как оказалось, этот вариант противодесантной мины
наиболее удачный. Мину в разобранном виде переносили 4-6 человек, а для сборки и установки требовалось всего 3-4 человека, которые затрачивали на монтаж мины не более 30-35 минут.
К тому же она оказалось наиболее устойчивой к воздействию приливно-отливных волн. Эти мины меньше заносило песком, они были меньше склонны к опрокидыванию. Вымывания песка из под них не наблюдалось. Более того, вскоре было рекомендовано зарывать мины в песок по верхний край снаряда. Для противника это создавало иллюзию того, что это не мины, а просто вкопанные в песок противодесантные невзрывные заграждения. Тем более, что немцы практиковали и такой вид заграждений (Stahlpfaehlen). Отличить зарытую в песок мину от стальпфёлена было почти невозможно (мину выдавали только растяжки на штанге).

В общей сложности, на Атлантическом валу было установлено почти десять тысяч мин типа Nussknacker всех вариантов. Более подробно о противодесантных минах этого типа можно прочесть в разделе "-инженерные боеприпасы" в этом же сайте.

За линией противодесантных мин ближе к коренному берегу находилась линия бетонных тетраэдров (Betonteträ der). Они устанавливались в два-четыре ряда с промежутками между тетраэдрами в ряду 6-10 метров.

Бетонный тэтраэдр (Betonteträ der) .
Высота тетраэдра 2- 2.5 метра, сторона треугольника также около 2-2.5 метра. Известны две мало различающиеся между собой конструкции. Первая конструкция собиралась из фигурных железобетонных балок сечением 25 на 25 см., имела высоту 2.5 метра и устанавливалась на бетонные основания. К верхней площадке, образуемой концами балок, должна была крепиться противотанковая мина T.Mi.42 или T.Mi.43 Pilz. Однако, хотя все они имели подготовленные крепления для мин, мины на них практически не встречались

Вторая конструкция имела высоту 2 метра, сечение железобетонных балок 30 на 35 см., и устанавливалась на песок. Этот тетраэдр имел уже двойное назначение. Он должен был останавливать и танки, которым удалось высадиться с барж или доплыть до берега (плавающие танки), а также плавающие гусеничные транспортеры и автомобили.

Установка на них противотанковых мин не предусматривалась.

Собственно, линией бетонных тетраэдров и заканчивалась зона чисто противодесантных заграждений. Точнее, заграждений, предназначенных в первую очередь для воспрепятствования причаливания к берегу плавсредств.

Всего бетонных тетраэдров по донесениям, ежемесячно представлявшимся Роммелю, было установлено свыше 81 тысячи.

За линией бетонных тетраэдров, а частично и вперемешку между ними устанавливались заграждения, уже предназначенные в первую очередь для задерживания танков, гусеничных транспортеров и другого транспорта. Конечно, они могли выводить из строя или мешать действиям плавсредств, но это уже вторично.

Довольно широко были распространены стальные тетраэдры (Stahltetraeder) , которые сваривались из стального уголка сортамента 16 и имели высоту около 1 метра. Они имели то же самое предназначение, что и противотанковые ежи, называвшиеся по немецки Tschechischeigel , т.е. "чешский еж". Очевидно, исходя из того, что основным поставщиком этих ежей были металлообрабатывающие предприятия Чехословакии, хотя производились они по образцам, вывезенным немцами при отступлении в декабре 1941 года из под Москвы. На Атлантическом валу встречалось и некоторое количество ежей советского производства.
Ежи изготавливались из любого стального проката (уголок, швеллер, тавр, двутавр сортаментом обычно 10 или крупнее. Советские ежи имели высоту около 70-80 см., ежи чешского производства около 1.0-1.2 м.

Всего стальных тетраэдров на Атлантическом вале было установлено около 300 тысяч.

От автора. Изначальная идея противотанковых ежей, предложенная начальником Киевского танкового училища генерал-майором Горрикером в июле 1941 года состояла в том, что танк, наезжал на ежа, который начинал перекатываться под ним, и в конце концов, танк, потеряв достаточное сцепление с грунтом, повисал на еже. Но такое применение ежей требовало твердого грунта (мерзлый грунт в поле или твердое уличное покрытие). Поэтому на советско-германском фронте ежи применялись ограниченно в зимних боях под Москвой и для создания заграждений на московских окраинных улицах, и в некоторых других городах.
Грунт на французских пляжах был очень податливый и рыхлый. Поэтому немцы значительно увеличили высоту ежей, в расчете, что еж будет просто тормозить танк, зарываясь своими концами в песок. собственно, и стальные тетраэдры должны были работать примерно так же.

Наконец, примерно там, куда доходила вода в момент полного прилива в три-четыре ряда были установлены стальные противотанковые надолбы, высотой около 90 сантиметров. Между надолбами было 1.5-2.0 метра, между рядами от 2 до 4 метров.
Это уже были чисто противотанковые заграждения, поскольку плавсредства могли доплыть до них только в те дни, когда прилив был особенно велик (около 8-10 метров)..

Их было установлено около 72 тысяч.

Дополнительную линию противодесантных заграждений составляли так называемые Hemmkurven , представлявшие собой стальные ферменные изогнутые конструкции высотой около 3 метров, соединяемые в неразборные секции длиной по несколько сот метров. В общем то, при высоте прилива 6-7 метров вода до них не доходила. Они, очевидно, играли роль последней линии противодесантных заграждений в те дни, когда прилив достигал высоты 10-15 метров,
Впрочем, как пишет С.Залога, эти хеммкурфены в ряде мест были установлены и в первой линии заграждений, замещая собой хеммбалки и хольцпфёлены.

Говоря о противодесантных заграждениях Вермахта на Атлантическом валу к июню 1944 года нельзя не упомянуть о неких бетонных изделиях, напоминающих по форме противотранспортные дорожные стальные шипы, но гораздо более крупные (боле 2 метров высотой) , которые очевидно не относились к противодесантным заграждениям, но которые фактически вписались в систему заграждений. Их нередко можно увидеть на фотографиях того времени. В немецких служебных документах они не перечисляются и об их установке не упоминается. Это была, вероятно французская система защиты берега от размывания волнами во время особенно сильных приливов и штормов.
Подобные изделия нередко встречаются на морских побережьях и сегодня в качестве защиты берега от размывания. Правда, обычно они уложены гораздо плотнее, нежели это было на нормандском побережье.

Между линиями противодесантных заграждений также было вбито большое количество стоек высотой 1.1-1.3 метра из уголка, арматуры и даже толстой проволоки (6-8 мм.). Эти стойки имели прорези, отверстия и даже зажимы для закрепления колючей проволоки. Это обеспечивало быстрое создание противопехотных проволочных заграждений на пляжной зоне. Однако, проволочные заграждения, причем весьма обильные, союзнические десантники встретили лишь на коренном берегу, там, куда не доставали волны. Дело в том, что первые попытки немцев еще в 1942 году устроить проволочные заграждения на пляжах для воспрепятствования действий английских разведчиков показали, что во время прилива вода приносит большое количество водорослей, морского мусора, и все это накапливается на проволоке, обрывая ее в конце концов. К тому же морская вода очень быстро (буквально в считанные недели) разъедает проволоку. Было решено устанавливать лишь стойки для проволочных заборов, а саму проволоку натянуть уже в угрожаемый период. Были созданы запасы проволоки, однако натянуть ее немцы так и не успели, поскольку принятые союзниками тщательные меры маскировки мероприятий по подготовке вторжения не дали возможность Вермахту своевременно определить дату высадки. Впрочем, как и места высадки.

Разумеется, выше описана идеальная, плановая схема установки противодесантных заграждений. В действительности эта система возводилась с различными отклонениями от нее, исходя из условий местности, наличия материалов, рабочей силы. Во многих случаях выше описываемые изделия имели отклонения в размерах и даже формах. На разных участках побережья действительные схемы заграждений могли довольно сильно отличаться.

Некоторое представление о плотности и схеме заграждений дает фотография, сделанная на одном из английских участков высадки.

На снимке можно рассмотреть бельгийские ворота, противотанковые ежи, хольцпфелены, стальные тетраэдры, а кое где и противодесантные мины.

В общей сложности, протяженность противодесантных заграждений на Атлантическом валу составила более 2200 километров. Это на 1400 километров побережья. Титанический труд!

Вообще, установка заграждений на морском побережье в зоне прилива занятие трудное и неблагодарное.
Практически невозможно замаскировать заграждения, которые то скрываются под водой слишком глубоко, то полностью обнажаются. А ведь заграждения только тогда в состоянии выполнить удовлетворительно свою задачу, если обнаруживаются противником неожиданно для него, если он не готов к их преодолению, если он не запланировал их уничтожение и не отвел в планах для этого время и ресурсы.
Сложно обеспечить устойчивость заграждений, т.к. песок, ил очень подвижны. Заграждения то заносятся песком и их нужно откапывать, то наоборот, подмываются, опрокидываются и их нужно восстанавливать.
Морская вода очень агрессивна и все металлические элементы заграждений быстро коррозируют и разрушаются.
Приходится прилагать очень много усилий по обеспечению герметичности зарядов ВВ и особенно взрывателей в минно-взрывных заграждениях, иначе вода быстро выводит их из строя.

Какова оказалась роль противодесантных заграждений, возведенных Роммелем? Имело ли это смысл?

Большую часть заграждений, фортификационных оборонительных сооружений немцы возвели там, где по их мнению были наивыгоднейшие условия для высадки. А именно, на побережье пролива Па-де-Кале в районе от Дюнкерка до Берка. Здесь было наименьшее расстояние до английского берега и тяжелые орудия Дувра могли обстреливать побережье Франции.
Но именно потому, что немцы ждали союзников именно здесь, последние отказались от этого района и выбрали участок от юго-восточной части полуострова Котантен до города Кан, где укреплений и заграждений было значительно меньше.

Больше всего не повезло американской 1-й пехотной дивизии 5-го армейского корпуса, которая была задействована на участке высадки Омаха (Omaha Beach) в первой волне десанта. Как раз здесь заграждений было значительно больше, нежели на втором американском участке Юта и английских Голд, Джюно и Сворд. Историк С.Залога насчитывает на 10 километров берега участка Омаха (между Понт де ла Персе и Порт-эн-Бессан) свыше 3700 противодесантных заграждений.
К заграждениям добавилось то, что именно в этой части полуострова дуют постоянные ветры, поднимающие волну. В день высадки высота волн здесь достигала полутора метров.

Союзническим командованием было принято решение начинать высадку первой волны первого эшелона десанта спустя час после начала прилива. Все же это давало возможность высадить людей непосредственно у первой линии заграждений.

Первыми должны были выйти на берег плавающие танки роты Альфа 743-го танкового батальона и пехотные роты Альфа, Эхо, Фокстрот и Гольф 116-й полковой группы. Одновременно с ними на участке Омаха должна была высаживаться 146-я боевая инженерная команда. Из-за сильного прибоя и на заграждениях погибло 27 танков из 32 и пехота сразу лишилась огневой поддержки.

В распоряжении саперов было всего 30 минут, пока вода не поднимется на 60 сантиметров и работы по подрыванию заграждений станут невозможными. В 6.33 первые подрывники высадились на берег на участке Омаха и сразу попали под плотный огонь немецких береговых огневых точек. Одна группа армейских подрывников смогла за 22 минуты проделать проход 15-метровой ширины, но из 13 человек четверо было убито и четверо тяжело ранены. При этом они не смогли обозначить вехами и буйками этот проход.
В целом удалось, да и то не полностью проделать всего шесть проходов.
Танко-десантные баржи, которые должны были идти за пехотными баржами, не смогли отыскать проходы и стали отходить в море

Под плотным огнем немецкой обороны американские пехотинцы частично были перебиты, частично укрылись в непростреливаемых зонах под дамбой, отделявшей коренной берег от пляжа. Поднимающаяся вода не позволяла пехоте окопаться на пляже и гнала их под немецкие пулеметы, раненые, не способные передвигаться, тонули.
К 10.00 пехота 1-й дивизии была уже небоеспособна, потери составили свыше 2 тысяч человек, задача по захвату плацдарма была не выполнена.

Командование 5-го армейского корпуса доложило командующему генералу Бредли о том, что 1-я дивизия прижата огнем, несет потери и прорваться дальше пляжа не может. Бредли был вынужден перенаправить вторую волну десанта Омахи, которая должна была начать высадку в 12.00, на участок Юта и английский участок Голд.
Таким образом, противодесантные заграждения в сочетании с огнем оборонительных сооружений сорвали высадку на участке Омаха.

На снимке: Пляж Омаха. 10.00. Вода дошла до линии противотанковых ежей. Остальные заграждения уже под водой. На заднем плане разбитые и затонувшие десантные баржи. На переднем плане горстка уцелевших пехотинцев тщетно пытается использовать единственно возможное прикрытие - противотанковый еж.

На участке Юта заграждений оказалось значительно меньше. К тому же здесь из-за счастливой ошибки в навигации и первый и второй эшелоны высадились в двух километрах к юго-востоку от намеченного места, где немцы вообще не ожидали высадки, поэтому заграждений там было крайне мало. .Да и огонь был не такой плотный. Незапланированная в этом месте высадка прошла успешно. Армейские саперы и флотские разградители под прикрытием пехоты и танков смогли расчистить запланированные 400 метров пляжа и успели расчистить еще 300 метров, прежде чем прилив выгнал их на сушу.

Фактические потери на участке Юта составили 30 процентов личного состава, на участке "Омаха" - 60. Вот цена противодесантных заграждений.

Разумеется, сами по себе заграждения не остановят атакующих. Они лишь могут их задержать, да и то, очень не на долго. Но вот в сочетании с огнем их действенность резко возрастает. Заграждения создают огневым средствам благоприятные условия для уничтожения противника, пока он проделывает себе проходы, а огневые средства мешают работам по разграждению. Потери десанта возрастают вдвое.

Послесловие.
Критикуя союзников за то, что они так долго тянули с открытием второго фронта, нам все же не стоит забывать, что морской десант мероприятие крайне сложное и нечасто сулящее успех. Союзников спасло то, что у немцев во Франции не было полноценных боеспособных дивизий. Все из Вермахта высасывал Восточный фронт. На Запад немцы перебрасывали насмерть разбитые Красной Армией дивизии для переформирования, отдыха и перевооружения. Как только дивизия становилась боеспособной, она убывала на Восток, а взамен прибывали остатки очередной разбитой. Часто лишь одни штабы со вспомогательными подразделениями.
Так, успешно оборонявшаяся на участке Омаха 352-я пехотная дивизия еще в ноябре 1943 являлась остатками 321-пехотной дивизии. 5 ноября 1943 в Сен-Ло из группы армий Центр прибыла 321-я в составе - штаб дивизии, штаб гренадерского полка, штаб артиллерийского полка, сборный гренадерский батальон, сборный артиллерийский дивизион, рота связи, рота обеспечения. И это все.

Именно на Западе появилось такое немецкое "изобретение" - стационарные дивизии (Bodenstä ndedige-Division). Стационарные, это значит, что в этих соединениях не было не то что автотранспорта, но даже и лошадей, и даже тяги для орудий. Максимум - один из батальонов на велосипедах. Такая дивизия вообще могла перемещаться с одного места на другое только по железной дороге. Пешим порядком не могла, поскольку тяжелые грузы (боеприпасы, продовольствие и прочее, без чего люди существовать не могут) перемещать было нечем.
Те немногие действительно пехотные дивизии, имевшиеся на Западе, уже с середины 43 года сражались в Италии.
В зоне высадки американцев на участке Омаха немцы имели 352-ю пехотную дивизию (2 полка), которая была поспешно в конце ноября 43 сформирована в Сен-Ло из остатков 321 пехотной дивизии, уничтоженной в октябре-ноябре 43 в группе армий Центр на Восточном фронте. Сформирована, это громко сказано. Она после переформирования 321-й насчитывала всего 12 тыс. человек вместо положенных по штату 16-17 тысяч и набрана была из числа молодежи ранее признанными непригодными к строевой службы из-за физических недостатков, дефицита веса, хронических заболеваний. Причем, в это число также входили полторы тысячи так называемых "хиви" (русские пленные, добровольно поступившие на вспомогательную службу в Вермахт)
Неудача американцев на участке Омаха произошла вследствие того, что там всего-навсего вместо одного ожидаемого немецкого полка 709-й стационарной дивизии оказались усиленный 726-й гренадерский полк и 916-й гренадерский полк 352-й пехотной дивизии.

Союзники. На участок Омаха должны были высаживаться только в первой волне:
*16-я полковая группа (16-й пехотный полк, 741-й танковый батальон, 7-й батальон полевой артиллерии, 62-й бронебатальон полевой артиллерии, 1-й инженерный батальон, 5-я инженерная специальная бригада, 20-й инженерный боевой батальон.
*116-я полковая группа (116-й пехотный полк, 2-й и 5-й батальоны рейнджеров, 743-й танковый батальон, 58-й бронебатальон полевой артиллерии, 111-й батальон полевой артиллерии, 6-я специальная инженерная бригада, 112-й инженерный боевой батальон, 121-й инженерный батальон).
*18-я полковая группа (18-й пехотный полк, 745-й танковый батальон, 32-й и 5-й батальоны полевой артиллерии).

Заметим, что по американским канонам инженерные батальоны помимо исполнения своих прямых инженерных задач является пехотным резервом командира дивизии. Эти батальоны соответственно вооружены и обучены для пехотного боя.

Союзники имели громадное превосходство в артиллерии за счет тяжелых корабельных орудий, тогда как береговая артиллерия немцев состояла в основном из трофейных французских орудий калибром мало где крупнее 75 мм. Да и те с недостаточным количеством снарядов, пополнить который было неоткуда. Имеющийся боекомплект был израсходован в первые 3 часа боя, а подвоз организован быть не мог.
Соотношение сил в воздухе было просто невообразимым - 1 к 25 в пользу союзников. Английские и американские бомбардировщики и штурмовики могли висеть над немецкими позициями весь световой день и безнаказанно расстреливать любую огневую точку, любой движущийся автомобиль.
Военно-морские силы. О них даже не стоит и говорить. Против нескольких тысяч только десантных вооруженных судов немцы смогли выставить 15 торпедных катеров. Это все.

Вот здесь и можно сказать, что немцев задавили массой. На Омахе оборонялись всего два полка, укомплектованных молодыми людьми 1925-26 годов рождения, признанных по свидетельству офицера дивизии оберстлёйтнанта Ф.Зигельмана ограниченно годными к военной службе из-за постоянного недоедания в юности. Они не выдерживали даже 15 километров пешего марша при нормативе суточного перехода 50 километров. 30 процентов офицерских должностей были вакантными, а половина остальных не имела никакого боевого опыта.

Но куда же делись сотни прекрасно обученных и вооруженных пехотных дивизий, танковые дивизии Вермахта, сотни и тысячи немецких истребителей и бомбардировщиков, которые тот имел в 41-м?

А их сжевал Восточный фронт. Пока союзники не спеша тщательно готовились, планировали, без помех вооружали и обучали своих солдат, тренировали свои дивизии, Красная Армия до крайности напрягала все свои силы и ресурсы, фактически готовя триумф союзников в Нормандии. У нас не было иного выхода кроме как в одиночку противостоять германской военной машине с 41 по 44 год.

Так стоит ли упрекать Сталина за те огромные потери, что понесла страна. Может хотя бы часть упреков стоит адресовать нашим доблестным союзникам, дожидавшимся, пока Красная Армия сломает хребет Вермахту и уж затем изящно ткнувшим истекающую кровью Германию шпагой в спину?

Внимательно изучая историю Второй Мировой войны и анализируя возможности противоборствующих сторон, приходишь к выводу, что Красная Армия в 1944-45 и в одиночку, без союзников уже могла добить Германию. Война, конечно, продлилась бы еще полгода или год, может два, с огромными людскими потерями Советского Союза, но зато мы заняли бы и Францию, и Бельгию, и Данию, и Голландию, и Балканы, и Италию, и Грецию. Вся Европа кроме Англии оказалась бы во власти Сталина. Идеальнейшие условия для "мировой революции". Казалось бы именно к этому должен был стремиться "кремлевский диктатор, обуреваемый жаждой распространить идеи большевизма на весь мир и ни в грош не ставящий жизни своих солдат".

Ан нет. Сталин из года в год, из месяца в месяц даже и к лету 44-го, упорно требовал от союзников открытия второго фронта как раз в Европе. Его совершенно не занимали события на Тихом океане, в Северной Африке. Почему?
Не от того ли, что успехи или неудачи союзников в далеких Африке и Индокитае никак не помогали Красной Армии, тогда как второй фронт в Европе мог значительно сократить продолжительность войны для СССР, давал возможность сберечь тысячи и тысячи жизней красноармейцев, снимал тяготы труда для фронта с изнемогающего населения страны. Пусть даже за счет того, что больше половины Европы так и останется капиталистической и буржуазной.
Так ценил Сталин жизни своих соотечественников или нет?

P.S. Вне поля зрения историков все как то остается вроде бы как мелкий штрих - момент начала высадки. Напомню - через 1 час после начала прилива. Учтены генералами и описаны историками все аспекты, все преимущества и недостатки этого выбора.
Кроме одного вопроса- а что будет с теми, кто в момент высадки оказался у кромки воды, но не смог продвинутся дальше? Скажем, раненые солдаты, десантники на баржах, севших на заграждения, но не затонувших в первые минуты. Ведь в ближайшие 4-5 часов вода будет подниматься за каждые 15 минут на 30 сантиметров. А всего она поднимется еще на на 5-6 метров. Под водой окажутся и разбитые баржи с десантниками, и раненые.
Сдается мне, что союзническое командование (а ведь это все демократы, "ставящие превыше всего права каждого человека") все прекрасно понимало, но относилось к этому хладнокровно. Мол, да, утонут. Ну и что? Зато значительно уменьшаются проблемы по оказанию медпомощи раненым, снимается проблема санитарного транспорта. Раненых ведь в этом случае не потребуется эвакуировать. Море само милосердно закроет им глаза. Да и оставшихся в живых солдат море само погонит вперед в бой без понуканий командиров. Морская волна это вам не заградотряд, с ней не забалуешь. Веселенькая альтернатива - очень вероятная смерть от немецких пулеметов или неизбежная в воде. Вперед, Янки и Томми!
Так ценили ли Эйзенхауэр и Монтгомери жизни своих солдат или нет?

Источники и литература

1. Д.Э.Кауфман, Г.У.Кауфман. Фортификация Второй Мировой войны 1939-1945. III рейх. ЭКСМО. Москва.2006г.
2. Сайт The Atlantikwall Websaite (www.vanderweel.info/atlantikwall/components_obstacles.htm).
3. У.Черчилль. Мускулы мира. ЭКСМО. Москва. 2003г.
4.Б.Лиддел Гарт. Вторая Мировая война. AST.Terra Fantastica. Москва. Санкт-Петербург.1999г.
5.О.Бредли. История солдата.Изографус. ЭКСМО. Москва. 2002г.
6.К.Типпельскирх. История Второй Мировой войны. АСТ. Москва.2001г.
7.Сайт "Нормандия, 1944..." (www.waronline.org)
8. М.Барятинский. Бронетанковая техника США 1939-1945. Приложение к журналу "Моделист-конструктор №3(12). 1997г.
9.П.Чемберлен, К.Элис. Британские и американские танки Второй Мировой войны. 1933-1945. АСТ. Астрель. Москва. 2003г.
10.H.Dv.220/4. Ausbildvorschrift fuer die Pioniere (A.V.Pi). Teil 4. Sperren. Berlin. 1935.
11.H.Dv.316. Pionierdienst aller Waffen.(Au.Pi.D.). Rachdruck. 1936. Verlag Mittler&Sohn. Berlin.
12. Битва за Нормандию. Взгляд побежденных. АСТ. Terra Fantastica. Санкт_Петербург. Москва. 2005г.
13.Д.Эйзенхауэр. Крестовый поход в Европу. Русич. Смоленск. 2000г.
14.S.J.Zaloga.D-Day. 1944 (1). Omaha Beach. Osprey. 2000.
15.S.J.Zaloga.D-Day. Fortifications in Normandy. Osprey. 2005.
16. S.J.Zaloga.The Atlantic Wall (1). France.Osprey. 2007.

Городские ворота Kruispoort на улице Langestraat - одни из четырех сохранившихся ворот в городе Брюгге. В первой половине IX века крепость Де Бург была окружена оборонительными стенами с четырьмя воротами. Город разрастался и в 1127-1128 годах город был обнесен новой крепостной стеной с семью городскими воротами. Однако все эти сооружения не сохранились до настоящего времени.

Третий пояс крепостных стен с 10 городскими воротами был построен в 1297 году. Перед стенами был выкопан глубокий ров Четверо крепостных ворот сохранились до настоящего времени. Ворота Kruispoort (porte Sainte-Croix) на улице Langestraat с внешней стороны представляют собой две массивных круглых башни с множеством бойниц, построенных в 1402 году, для защиты подходов к городу с северо-востока. Земляной вал, протянувшийся с севера, обозначает место нахождения городской стены.

Подъемный мост через канал Ringvaart ведет к сводчатому широкому проходу внутрь крепостной стены. Проход может быть перекрыт в случае опасности массивными деревянными воротами. Рядом находится небольшой пешеходный проход, к нему можно добраться через второй мост. С внутренней стороны на углах сооружения имеются две восьмиугольные башни.

Рядом расположены музей кружева, Иерусалимская церковь, Фольклорный музей, Музей фламандского поэта Гвидо Гезелле и другие достопримечательности.

Понравилась статья? Поделитесь ей