Контакты

Когда маленькие дети начинают переворачиваться на бок. Со скольки месяцев малыш начинает переворачиваться? Во сколько должны переворачиваться мальчики

Многие факторы влияют на то, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться на животик. Для всех детей этот момент наступает в разное время, но специалисты определили примерные сроки, считающиеся нормой.

Со скольки месяцев ребенок переворачивается

Каждый малыш уникален, и его развитие происходит по своему графику. Чтобы ребенок смог самостоятельно перевернуться на животик, у него должны достаточно окрепнуть мышцы, развиться координация движений.

Ребенок начинает переворачиваться, начиная с трех месяцев

Обычно необходимые физические навыки появляются после трехмесячного возраста, но некоторые малыши начинают самостоятельно переворачиваться только после полугода. Это может быть связано с несколькими причинами:

  • Темпераментом ребенка. Одни дети от природы активны и подвижны, другие более флегматичны и медлительны.
  • Весом и комплекцией. Пухленькому бутузу сложнее изменить положение тела.
  • Уходом. Если мама много внимания уделяет малышу, занимаясь с ним, он будет развиваться быстрее своих сверстников.
  • Полом малютки. Обычно девочки раньше осваивают переворот со спинки.
  • Физическим состоянием. Недоношенные или перенесшие заболевание дети осваивают новые навыки немного позже.

Не нужно волноваться, ведь нет жестких рамок, во сколько месяцев ребенок переворачивается в первый раз. Но если в полгода малыш даже не проявляет интереса и не делает попыток повернуться, лучше поговорить с педиатром.

Помогите ребенку научиться переворачиваться

Малышу интересно лежать на животике, но сам он еще не понимает, как изменить положение тела. Первые перевороты у него получаются неосознанно. Задача мамы состоит в том, чтобы этот навык закрепить:

  • Вскоре после рождения выкладывайте ребенка на животик. Это позволит укрепить мышцы шеи и ручек и вызовет интерес у ребенка.
  • Во время купания позволяйте ему вволю плескаться. Так ножки становятся сильнее.
  • Потяните малыша за ручку, положите на бочок. Согните находящуюся сверху ножку, легонько толкнув в плечико, переверните детку на животик. Повторяйте упражнение несколько раз, меняя бока.
  • Лежащего на спинке малыша возьмите за щиколотки. Потяните левую ножку вправо, удерживая при этом правую, пока он перевернется. Дайте ему самостоятельно уложить ручки и принять удобную позу. Верните ребенка на спинку и помогите ему повернуться в другую сторону.
  • Малышу сложнее самому вернуться на спинку. Помогите ему, легонько подтолкните за плечико.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Одним из важнейших моментов в развитии грудничка является его первый переворот со спины на живот. Если ребенок начал переворачиваться, родителям больше не следует оставлять младенца одного в месте, не оснащенном бортиками, а также во время сна. В таком возрасте сон на животе способен вызвать приступ удушья. Каждых родителей беспокоит вопрос о том, когда их малыш начнет переворачиваться, ведь обычно первые перевороты даются им сложно, и они нуждаются в помощи.

Дети учатся переворачиваться постепенно, и данный процесс индивидуален у каждого ребенка. Однако установлен средний возраст, когда малыш начинает осваивать технику переворота со спины на живот. Он отсчитывается от трех месяцев – именно в этом возрасте большинство детей начинают переворачиваться в одну сторону.

Важно следить за развитием ребенка: если он не проявляет попыток перевернуться по истечении 3-4 месяцев, у него могут быть проблемы с развитием, для решения которых необходимо обратиться к доктору. Только врач спрогнозирует, во сколько месяцев при регулярных занятиях он сможет перевернуться без риска для здоровья.

Первый переворот

Нередко проявление первой физической активности в области переворотов остается безуспешным, и малыш просто скатывается на бок. Многие родители пытаются научить ребенка переворотам, однако делать это необязательно. Через неделю-две дети уже самостоятельно начинают переворачиваться со спины на живот в одну сторону, а после некоторого времени – в другую. Самостоятельно и без затруднений дети переворачиваются ближе к четвертому месяцу жизни .

В этот период карапуз должен быть под постоянным присмотром, чтобы он не получил опасных травм, когда осваивает новые телодвижения. Родителей часто интересует, во сколько месяцев у грудничка мышечная система становится крепкой, ведь после этого периода активные движения малыша становятся безопасными. Обычно мышечная система крохи развивается к пятому месяцу и позволяет младенцу уверенно познавать окружающий мир.

Именно в этом возрасте многие дети начинают осваивать обратные перевороты с живота на спину. Чтобы быстрее научить младенца обратным переворотам, необходимо чаще класть ребенка на живот.

Многие родители пытаются научить ребенка переворачиваться, но оказывать ярко выраженные усилия не стоит. Иначе появляется риск того, что малыш так и не научится переворачиваться сам на бок, спину или живот.

Чтобы научить младенца переворачиваться самостоятельно, необходимо следовать правилам.

  1. При попытках перевернуться на бок поставьте в интересующую младенца сторону игрушку, привлекающую его внимание. В этом случае ребенок будет пытаться дотянуться до нее, чтобы получше рассмотреть, и это позволит научить его принимать положение на боку, через которое ему будет легче повернуться на живот.
  2. Хвалите грудничка за каждый сделанный шаг в сторону переворота, ведь маленькие дети понимают ласковое к ним отношение, что подталкивает их к новым открытиям.
  3. Гимнастические упражнения помогут стимулировать малыша к обучению переворотам на живот и спину. Они укрепляют мышечную систему, что облегчает движения грудного ребенка.

Когда малыш научился переворачиваться на живот днем, во сне он иногда принимает такое же положение. В некотором возрасте оно может быть опасным для жизни ребенка. Первое, на что рекомендуется обратить внимание – то, сколько малышу месяцев.

Если ребенок достиг возраста 9 месяцев, то опасность сна, перевернувшись на живот, исчезает. А если малыш начинает переворачиваться на живот во сне, когда ему всего 4 месяца, за ним нужно следить, чтобы не случилось удушья. Для этого требуется соблюдать следующие рекомендации.

  1. Научить ребенка спать рядом с родителями. Такое местоположение позволит контролировать процесс сна детей и в ночное время суток. Чтобы не допустить угрозы для здоровья ребенка, необходимо иногда просыпаться и корректировать положение его тела.
  2. Если малыш засыпает исключительно в этом положении, ему следует позволить уснуть, а через 30 минут перевернуть на спину.
  3. Когда до сна остается полтора часа, нужно исключить активные и шумные игры.
  4. Перед тем как уложить младенца спать, сделайте ему расслабляющий массаж.
  5. Также можно подложить под бока малыша жесткие подушки, что исключит во сне переворот на живот.

Если прекратились попытки переворотов

Если вы заметили, что кроха начинает переворачиваться, а через некоторое время перестал, то следует бить тревогу, так как это может свидетельствовать о сбоях в работе мышечной системы. В таких случаях нужно пройти обследования и выяснить истинную причину проблемы.

Чтобы поправить ситуацию и научить ребенка делать перевороты, рекомендуют ежедневно проводить физические упражнения, делать массаж и правильно купать ребенка.

Причины угасания активности:

  • снижение тонуса мышц;
  • замедленное развитие;
  • проявления гиперактивности;
  • незамеченные и не вылеченные до конца травмы.

Только доктор может выявить правильную причину снижения активности младенца в области переворотов, подобрать систему упражнений для каждого случая и указать, сколько требуется заниматься с младенцем.

Занятия

Чтобы ваш кроха развивался правильно, с ним необходимо заниматься каждый день. Нужно придерживаться некоторых правил.

  1. Не проводите упражнения с малышом более 2 раз в день, так как такой ритм может усугубить ситуации и привести к чрезмерному утомлению.
  2. Чтобы научить переворотам, упражнения должны быть легкими и не нагружать мышцы ребенка.
  3. Заниматься физической активностью нужно как минимум через полтора часа после кормления, когда пища переварится и покинет желудок.

Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться? Примерно с 4 месяцев младенец делает первые попытки осуществить эту затею. Именно затею, потому она происходит осознанно. К 5 месяцам он уже уверенно лежит на боку и периодически переворачивается. Примерно в полгода переворот на живот становится привычным делом. Как быть, если время пришло, а малыш неуверенно владеет этим навыком?

Когда ребенок начинает переворачиваться, это дает стимул для дальнейшего моторного, психоэмоционального развития. Чем чаще малыш лежит на животе, тем больше ему хочется двигаться вперед. А если невдалеке маячит какая-то яркая и привлекательная цель, его стремление удвоится. Именно из этой позиции младенец впервые встанет на четвереньки и . С этого момента начнется уже другая, шустрая и стремительная страница его жизни.

Какие должны быть условия

Моторные навыки ребенка развиваются последовательно и взаимосвязаны друг с другом. В первый год жизни малыш проходит несколько важных этапов двигательного развития, нельзя перескочить один и сразу преуспеть в другом. Грудничок начинает переворачиваться раньше и успешнее, если соблюдены важные условия.

  • Базовые навыки . Если грудничок не , не научился , об успехах в переворотах не может быть и речи. К кроха уверенно держит голову вертикально. Но чтобы перевернуться, он также должен уметь поднимать голову, лежа на спине. А это уже требует больших усилий и тренировки мышц.
  • Твердая поверхность . Чем мягче будет опора, тем сложнее крохе будет перевернуться.
  • Внешние стимулы . Необходимо всячески пробуждать в малыше интерес к окружающему миру. Помогут в этом яркие игрушки. Они станут целью, до которой непременно захочется дотянуться, добраться. Желательно снять игрушки, которые висят над кроваткой, и переложить их в горизонтальную плоскость.
  • Эмоциональный настрой . В хорошем настроении все получается легко, быстро, интересно. Выбирайте подходящие моменты для тренировки переворотов на живот. Голодный, сонный, больной, беспокойный ребенок вряд ли проявит интерес к двигательной активности.
  • Безопасное пространство . В общем-то, это условие не оговаривается. Но лишний раз не помешает о нем вспомнить. Именно с переворотами на живот начинается травмоопасный период жизни грудничка. Все движения малыша должны быть строго под контролем взрослых. Самое безопасное место для тренировок - теплый, уютный пол.

Что делать, если…

Далеко не все дети развиваются по классической схеме: голову начал держать в 3 месяца, перевернулся на живот в 4, сел в полгода и т.д. Что делать, если младенец не вписывается в показатели таблиц и нормы развития по месяцам?

  • . Рано бить тревогу. В этом возрасте грудничок может делать первые пробы переворачивания на бок. А начинается все с регулярного выкладывания на живот. Младенец в этом возрасте может лежать на животе до 10 минут, при этом уверенно опирается на предплечья и держит голову.
  • Ребенок в не переворачивается . И в этом случае не стоит паниковать. Потому что малыш может развиваться в своем темпе. У каждого ребенка есть своя «зона ближайшего развития», то есть его потенциал, возможности для роста. Исходить нужно из этой позиции. Сегодня вы поможете грудничку осваивать новый навык и создадите все условия для этого. Завтра он попробует это сделать самостоятельно.
  • Ребенок в не переворачивается . В полгода грудничок отлично осваивает этот навык. Делает перевороты на живот быстро, ловко, умело. В этой ситуации нужно выяснить, почему кроха не пробует делать перевороты. Это обусловлено физиологическими причинами, отсутствием внешних стимулов? Или и то, и другое? Если малыш родился , он развивается по своим нормам. У него в запасе есть еще два месяца для освоения переворота на живота. В любом случае необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить нарушения в психомоторном развитии. В первую очередь врач назначает гимнастику, массаж, плавание. Все эти процедуры также будут полезны каждому ребенку.

Переворот со спины на живот - осознанное движение и желание малыша поменять позицию. Он старается, упирается, проделывает большую работу. Бывает, что ребенок еще не освоил этот навык, зато легко переворачивается с живота на спину. С точки зрения двигательного развития этот переворот не несет никакой пользы. Эти движения случайны, больше похожи на заваливание. Если грудничок не может удержаться на животике, это может говорить о проблемах с мышечным тонусом.

Как помочь переворачиваться: 3 базовых упражнения

Основная задача всех упражнений - помочь ребенку научиться переворачиваться. Кроме этого, они вырабатывают двигательные паттерны - шаблоны движений определенной группы мышц, которые задействованы во время переворота на живот.

Упражнения необходимо повторять 3–4 раза в день в обе стороны по 3 минуты. Также важно их выполнять последовательно: сначала первое в течение нескольких недель, примерно столько же второе, затем третье.

Дополнительные упражнения

Это упражнения для общего укрепления мышц живота и спины, стимуляции двигательной активности грудничка. Их можно выполнять, когда младенец играет, бодрствует, познает мир.

Перевороты на живот в правую и левую стороны грудничок должен выполнять одинаково успешно и быстро. Если «страдает» какая-то одна сторона, упор и внимание при выполнении упражнений нужно делать именно на нее.

Как научить ребенка переворачиваться? Без усилий, с минимальным вмешательством в процесс. В развитии грудничка бывает стремительность, но также допустимы остановки, передышки. Как только вы увидели, что у малыша начало получаться, перестаньте ему помогать. Перевернуться на живот - это как освоить езду на велосипеде или научиться плавать. Не бойтесь, что малыш забудет, как это нужно делать.

Распечатать


Родители всегда беспокоятся, нормально ли растет их малыш. Поэтому им интересно, во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться на живот и обратно. Ведь это один из важнейших этапов физического и психического развития.

В каком возрасте у младенца получается перевернуться?

Нужно запомнить, что нормы довольно условны. Одни дети весьма активны и все делают раньше. Другие не спешат радовать маму с папой. Ни в коем случае не надо сравнивать своего ребенка с кем-либо. Все развиваются в своем индивидуальном темпе.

Но существуют определенные сроки, когда у грудничков появляются те или иные способности. Если ребенок спешит или немного запаздывает, то, скорее всего, у него просто своя скорость овладения своим телом. Но все же не зря педиатры ежемесячно осматривают карапузов. При каких-либо психомоторных задержках они рекомендуют дополнительные обследования. Часто малыш сам догоняет ровесников или ему требуется небольшая помощь. Лишь в очень редких случаях встречаются серьезные нарушения.

Развитие ребенка происходит постепенно. Первый важный навык, который необходимо освоить, - хорошо держать головку. Происходит обычно это к 3 месяцам. Только после этого кроха сможет научиться переворачиваться. Также в этом возрасте он начинает понемногу приподниматься, опираясь на руки и предплечья, движения становятся более координированными.

Теперь крохе нравится лежать на животе, изучая окружающий мир. В положении на спине он пытается перевернуться, но, скорее всего, у него это получится к 4-5 месяцам. К этому времени мышцы окрепнут достаточно, чтобы справиться с непростой задачей. Родителям надо помнить, что важен именно переворот со спины на живот. Если малыш сначала переворачивается с живота, это может свидетельствовать о гипертонусе мышц или просто быть случайностью.

Хорошим стимулом для любой деятельности малыша является одобрение мамы. Не забывайте хвалить ребенка и ласково ему улыбаться!

Часто сначала малыш начинает поворачиваться на бок, и лишь затем на живот. Например, когда заинтересуется яркой игрушкой. Или если мама ложится с ним рядом, чтобы покормить грудью. Такие тренировки очень способствуют развитию.

Категорически нельзя оставлять детей после 3 месяцев без присмотра на кровати без бортиков или пеленальном столике. Это распространенная ошибка. Научиться чему-то новому дети могут в самый неподходящий момент. Еще буквально только что малыш спокойно лежал там, куда его положили. И вдруг мама отворачивается буквально на несколько секунд, а ребенок уже улетает с дивана. И хорошо, если без последствий.

Также надо быть готовым к тому, что когда у детей что-то получается, то они повторяют это раз за разом. Оттачивают мастерство. Не успел карапуз оказаться на спине, как спешит поменять положение. Причем не всегда получается быстро научиться возвращаться обратно. Вот и получается заколдованный круг: малыш поворачивается на живот и требует, чтобы мама помогла ему. И так по кругу, пока не станет делать это сам. К 6 месяцам большинство с этим справляется. Самое время переместиться на пол. Это и безопасно, и стимулирует развитие.

Что влияет на сроки переворотов?

Нельзя требовать от детей, чтобы они строго укладывались в установленные нормы. Причины, по которым дети переворачиваются на живот в разное время, довольно разнообразны.

  • Темперамент . Холерики и сангвиники двигаются более активно. Это заметно даже в первые месяцы жизни.
  • Генетическая склонность . С большой вероятностью грудничок будет повторять темпы двигательной активности кого-то из родителей.
  • Социальные условия . Хорошо, когда ребенком много занимаются, разговаривают с ним, каждый день делают массаж и гимнастику. Это положительно влияет на его развитие.
  • Вес . Комплекция также имеет значение. Пухлые малыши, которые радуют маму многочисленными складочками, часто не спешат с переворотами на живот и обратно.
  • Тонусные нарушения мышц, задержка психомоторного развития, некоторые серьезные заболевания также приводят к проблемам развития.

Как помочь ребенку переворачиваться?

Что же делать, если месяц проходит за месяцем, а ребенок не спешит переворачиваться? Наверняка родители начинают беспокоиться. Конечно, это повод показать малыша педиатру и невропатологу. Когда есть какие-либо нарушения в развитии, лучше начать лечение как можно раньше. До года происходит наиболее активное развитие головного мозга, который отвечает и за работу мышц. Если же ребенок здоров, то зацикливаться не нужно. Пусть немного позже, но малыш обязательно всему научится.

Но помочь ему все же можно. Если нарушений нет, то достаточно мероприятий, проведенных мамой. Причем все занятия должны проходить в игровой форме, когда ребенок в хорошем настроении. Они улучшат общее состояние крохи, а значит, ускорят его развитие.

  • Массаж . Полезен всем детям без исключения. Малышу приятно чувствовать мамины или папины прикосновения. Но еще более важно, что при этом можно убрать гипертонус, улучшить кровообращение, наладить работу нервной системы. Кроме того, укрепляются мышцы, а значит, ребенку будет проще двигаться.
  • Гимнастика . Правильно подобранные упражнения помогают работе пищеварения и развивают мышцы.
  • Фитбол . Занятия на гимнастическом мяче очень полезны для детей, особенно в первые месяцы жизни. Они помогают убрать тонус, положительно влияют на все группы мышц, способствуют развитию координации движений.
  • . Помогает поддерживать иммунитет, тонизирует малыша, дает ему заряд бодрости, который вызывает желание больше двигаться. Нельзя забывать о регулярных прогулках и водных процедурах.

Когда отсутствие переворотов связано с заболеваниями или тонусными нарушениями, например из-за гипоксии во время родов, решение о нужных мерах должен принимать специалист. Возможно, достаточно будет массажа, выполненного опытным массажистом. Скажем, при гипотонусе и гипертонусе используются разные приемы. Иногда требуются дополнительные процедуры, такие как электрофорез. В более сложных случаях рекомендуется прием медикаментов, улучшающих работу головного мозга. При этом нормализуется и физическое развитие.

Упражнения, чтобы научить малыша переворачиваться

Родителям и в домашних условиях под силу помочь малышу научиться переворачиваться. Для этого существуют специальные упражнения.

  • Младенца следует положить на спину. Затем осторожно потянуть за одну руку и ногу таким образом, чтобы он перевернулся на бок. В таком положении он должен немного полежать, после чего его надо вернуть в начальную позицию. Повторить в другую сторону, и так несколько раз.
  • Следующее упражнение делается таким же образом, как и предыдущее. Только переворот надо сделать полный, чтобы малыш через бок перекатился на живот.
  • Исходное положение - также лежа на спине. Одну ногу следует согнуть и осторожно отвести в сторону так, чтобы она дотронулась до поверхности. Ребенок начнет тянуться туда же рукой. Надо дать ему палец, за который он сможет ухватиться, чтобы постараться подтянуться.
  • Лежащего на боку грудничка стоит простимулировать двигаться дальше. Для этого нужно придерживать его плечо и вести ножки в направлении переворота. Потом наоборот - держать ножки и аккуратно тянуть за плечо.
  • Когда младенец лежит на спине, ему можно показывать сбоку привлекающую внимание игрушку, стимулируя его повернуться на живот. Если он делает пока еще безрезультатные попытки, можно его немного подтолкнуть.

Все упражнения подходят для тех детей, которые уверенно держат голову и способны приподниматься на ручках.

Если карапуз уже хорошо переворачивается со спины, то игрушку можно показывать, когда он находится на животе.

Первое время ребенок обычно поворачивается только через одну сторону. Но вскоре он должен освоить и другую. Важно, чтобы он двигался свободно. Это позволит сохранить симметрию позвоночника и равномерно развивать мышцы спины.

Если кроха предпочитает одну сторону, надо попробовать его заинтересовать игрушкой, до которой он сможет дотянуться, только перевернувшись через другой бок. Также можно положить карапуза на неактивный бок и подпереть валиком, чтобы он не мог вернуться на спину. Тогда ему придется двигаться через него.

Освоение навыков переворота со спины на живот и наоборот - важный этап в развитии маленького человека. Двигаясь из стороны в сторону, малыш будет укреплять мышцы. В дальнейшем это позволит ему ползать и становиться на ножки. В каком возрасте это происходит, зависит от индивидуальных особенностей детей. Специальные упражнения, с которыми легко справятся родители, помогут ускорить этот процесс. Только надо помнить об осторожности: активных детей нельзя оставлять без присмотра в недостаточно безопасных местах.

Понравилась статья? Поделитесь ей