Контакты

Реакции органических соединений. Типы химических реакций в органической химии план-конспект урока по химии (10 класс) на тему Выскажите предположение какие реакции замещения присоединения отщепления

Конспект: «Типы химических реакций в органической химии»

Реакции органических веществ можно формально разделить на четыре основных типа: замещения, присоединения, отщепления (элиминирования) и перегруппировки (изомеризации). Очевидно, что все многообразие реакций органических соединений невозможно свести в рамки предложенной классификации (например, реакции горения). Однако такая классификация поможет установить аналогии с уже знакомыми вам из курса неорганической химии классификациями реакций, протекающих между неорганическими веществами.

Как правило, основное органическое соединение, участвующее в реакции, называют субстратом, а другой компонент реакции условно рассматривают как реагент.

Реакции замещения

Реакции, в результате которых осуществляется замена одного атома или группы атомов в исходной молекуле (субстрате) на другие атомы или группы атомов, называются реакциями замещения.

В реакции замещения вступают предельные и ароматические соединения, такие, как, например, алканы, циклоалканы или арены.

Приведем примеры таких реакций.

Под действием света атомы водорода в молекуле метана способны замещаться на атомы галогена, например на атомы хлора:

СН4 + Сl2→ СН3Сl + НСl

Другим примером замещения водорода на галоген является превращение бензола в бромбензол:

При этой форме записи реагенты, катализатор, условия проведения реакции записывают над стрелкой, а неорганические продукты реакции - под ней.

Реакции присоединения

Реакции, в результате которых две или более молекул реагирующих веществ соединяются в одну, называют реакциями присоединения.

В реакции присоединения вступают ненасыщенные соединения, такие, как, например, алкены или алкины. В зависимости от того, какая молекула выступает в качестве реагента, различают гидрирование (или восстановление), галогенирование, гидрогалогенирование, гидратацию и другие реакции присоединения. Каждая из них требует определенных условий.

1 . Гидрирование - реакция присоединения молекулы водорода по кратной связи:

СН3-СН = СН2 + Н2 → СН3-СН2-СН3

пропен пропан

2 . Гидрогалогенирование - реакция присоединения гало-геноводорода (например, гидрохлорирование):

СН2=СН2 + НСl → СН3-СН2-Сl

этен хлорэтан

3 . Галогенирование - реакция присоединения галогена (например, хлорирование):

СН2=СН2 + Сl2 → СН2Сl-СН2Сl

этен 1,2-дихлорэтан

4 . Полимеризация - особый тип реакций присоединения, в ходе которых молекулы вещества с небольшой молекулярной массой соединяются друг с другом с образованием молекул вещества с очень высокой молекулярной массой - макромолекул.

Реакции полимеризации - это процессы соединения множества молекул низкомолекулярного вещества (мономера) в крупные молекулы (макромолекулы) полимера.

Примером реакции полимеризации может служить получение полиэтилена из этилена (этена) под действием ультрафиолетового излучения и радикального инициатора полимеризации R.

Типы химических реакций в органической химии

Реакции отщепления (элиминирования)

Реакции, в результате которых из молекулы исходного соединения образуются молекулы нескольких новых веществ, называют реакциями отщепления или элиминирования.

Примерами таких реакций может служить получение этилена из различных органических веществ.

Типы химических реакций в органической химии

Особое значение среди реакций отщепления имеет реакция термического расщепления углеводородов, на котором основан крекинг (англ. to crack - расщеплять) алканов - важнейший технологический процесс:

В большинстве случаев отщепление малой молекулы от молекулы исходного вещества приводит к образованию дополнительной п-связи между атомами. Реакции элиминирования протекают в определенных условиях и с определенными реагентами. Приведенные уравнения отражают лишь конечный результат этих превращений.

Реакции изомеризации

Реакции, в результате которых из молекул одного вещества образуются молекулы, других веществ того же качественного и количественного состава, т. е. с той же молекулярной формулой, называют реакциями изомеризации.

Примером такой реакции является изомеризация углеродного скелета алканов линейного строения в разветвленные, которая происходит на хлориде алюминия при высокой температуре:

Типы химических реакций в органической химии

1 . К какому типу реакций относится:

а) получение хлорметана из метана;

б) получение бромбензола из бензола;

в) получение хлорэтана из этилена;

г) получение этилена из этанола;

д) превращение бутана в изобутан;

е) дегидрирование этана;

ж) превращение бромэтана в этанол?

2 . Какие реакции характерны для: а) алканов; б) алкенов? Приведите примеры реакций.

3 . В чем особенности реакций изомеризации? Что их объединяет с реакциями получения аллотропных модификаций одного химического элемента? Приведите примеры.

4. В каких реакциях (присоединение, замещение, элиминирование, изомеризация) молекулярная масса исходного соединения:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется;

г) в зависимости от реагента увеличивается или уменьшается?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Мичуринска Тамбовской области

Типы химических реакций

в органической химии

Головкина Светлана Александровна,

учитель химии МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………4

Спецификация тестов…………………………………………………………...5

Тесты 9 класс ………………………………………………………………15

Тесты 11 класс …………………………………………………………………24

Информационные ресурсы……………………………………………………..33

Аннотация.

В данной работе отражен подход авторов к изучению типов химических реакций в органической химии. Предлагаемый материал может быть интересен учителям химии, работающим в основной и полной общеобразовательной школе, так как он дает обобщение основным понятиям типов химических реакций в органической химии, которые позволят осуществить подготовку к ГИА И ЕГЭ и отработать материал по данной теме.

Введение.

Материал органической химии сложен для понимания, особенно в 9 классе, где на его изучение отводится очень мало времени, при большом объеме теоретического материала. Вопросы по органической химии включены в КИМы ГИА и ЕГЭ, при подготовки обучающихся к итоговой аттестации учитель часто сталкивается с непониманием данного материала. Интенсифицировать процесс преподавания и повысить качество усвоения органической химии можно активно, используя при его изучении современные технологии обучения, например, применение ИКТ, технологии тестового контроля. В пособии учителя делятся своим опытом при изучении небольшого, но сложного материала.

Спецификация тестов по подготовке к ГИА и ЕГЭ

    Назначение тестов – оценить общеобразовательную подготовку обучающихся по типам химических реакций.

    Преемственность содержания материала тестов – показать взаимосвязь базовых понятий неорганической и органической химии.

    Характеристика содержания тестов – каждый вариант тестового контроля состоит из трех частей и заданий. Одинаковые по уровню сложности и форме представления задания сгруппированы в определенных частях работы.

Часть А содержит 10 заданий на выбор ответа базового уровня сложности А1, А2 ….А10

Часть В содержит 3 задания на выбор ответа повышенного уровня сложности В1, В2, В3

ЧастьС содержит 1 задание высокого уровня сложности.

Таблица 1 Распределения заданий по частям работы.

Задания с выбором ответа проверяют основную часть изученного материала: язык химической науки, химические связи, знание свойств органических веществ, типы и условия протекания химических реакций.

Задания повышенного уровня сложности проверяют на повышенном уровне знания об окислительно- восстановительных реакциях. В работе предлагаются задания с выбором нескольких ответов.

Выполнение заданий повышенного уровня сложности позволяет осуществлять дифференциацию обучающихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие оценки.

Задания с развернутым ответом – наиболее сложные в тесте. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

4.Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.

При определении содержания проверочных заданий контрольной работы учитывалось, какой объем каждой из содержательных блоков занимает в курсе химии

5.Время выполнения работы

На выполнение контрольной работы отводится 45 минут (1 урок)

Примерное распределение времени, отводимого на выполнение отдельных заданий:

    для каждого задания части А до 2 мин.

    для каждого задания части В до 5 мин.

    для каждого задания части С до 10 мин.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Верное выполнение каждого задания части А оценивается 1 баллом.

Верное выполнение каждого задания части В оценивается 2 баллами;

допущена ошибка в одном из элементов ответа- 1 балл.

Выполнение заданий части С имеет вариативный характер, правильное и полное выполнение задания С1 - 4 балла,

Полученные обучающимися баллы за выполнение всех заданий суммируются. Оценка выставляется по пятибалльной шкале.

7. Градация оценки:

0 % - 25% - от набранных баллов «1»

26% - 50% - от набранных баллов «2»

51% - 75% - от набранных баллов «3»

76% - 85% - от набранных баллов «4»

86% - 100% - от набранных баллов «5»

Типы химических реакций в органической химии

Химическая реакция - это такое изменение веществ, при котором разрываются старые и образуются новые химические связи между частицами (атомами, ионами), из которых построены вещества.

Химические реакции классифицируются:

1. По числу и составу реагентов и продуктов

К этому типу реакций могут быть отнесены реакции изомеризации, которые идут без изменения не только качественного, но и количественного состава молекул веществ.

Реакции разложения в органической химии, в отличие от реакций разложения в неорганической химии, имеют свою специфику. Их можно рассматривать как процессы, обратные присоединению, поскольку в результате чаще всего образуются кратные связи или циклы.

CH3-CH2-С=-СН СН3-С=-С-СН3

этилацетилен диметнлацетилен

Для того чтобы вступить в реакцию присоединения, органическая молекула должна иметь кратную связь (или цикл), эта молекула будет главной (субстрат). Молекула попроще (часто неорганическое вещество, реагент) присоединяется по месту разрыва кратной связи или раскрытия цикла.

чаще всего образуются кратные связи или циклы.

Их отличительный признак - взаимодействие простого вещества со сложным. Понятие «замещение» в органике шире, чем в неорганической химии. Если в молекуле исходного вещества какой-либо атом или функциональная группа заменяются на другой атом или группу, это тоже реакции замещения.

Реакции обмена - реакции, протекающие между сложными веществами, при которых их составные части обмениваются местами. Обычно эти реакции рассматривают как ионные. Реакции между ионами в растворах электролитов идут практически до конца в сторону образования газов, осадков, слабых электролитов.

2. По тепловому эффекту

Экзотермические реакции протекают с выделением энергии.

К ним относятся почти все реакции соединения.

Экзотермические реакции, которые протекают с выделением света, относят к реакциям горения. Гидрирование этилена - пример экзотермической реакции. Она идет при комнатной температуре.

Эндотермические реакции протекают с поглощением энергии.

Очевидно, что к ним будут относиться почти все реакции разложения,

СН 2 =СН 2 + Н 2 → СН 3 -СН 3

3. По использованию катализатора

Идут без участия катализатора.

Так как все биохимические реакции, протекающие в клетках живых организмов, идут с участием особых биологических катализаторов белковой природы - ферментов, все они относятся к каталитическим или, точнее, ферментативным.

4. По направлению

Протекают одновременно в двух противоположных направлениях.

Таких реакций подавляющее большинство.

В органической химии признак обратимости отражают названия - антонимы процессов:

гидрирование - дегидрирование,

гидратация - дегидратация,

полимеризация - деполимеризация.

Обратимы все реакции этерификации (противоположный процесс, как вы знаете, носит название гидролиза) и гидролиза белков, сложных эфиров, углеводов, полинуклеотидов. Обратимость этих процессов лежит в основе важнейшего свойства живого организма - обмена веществ.

Протекают в данных условиях только в одном направлении.

К ним можно отнести все реакции обмена, сопровождающиеся образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (воды) и все реакции горения.

5. По агрегатному состоянию

Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях (в разных фазах).

Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии (в одной фазе).

6. По изменению степеней окисления химических элементов, образующих вещества

Реакции, идущие без изменения степеней окисления химических элементов. К ним, например, относятся все реакции ионного обмена, а также многие реакции соединения, многие реакции разложения, реакции этерификации

Реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов. К ним относится множество реакций, в том числе все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество.

НСООН + CH 3 OH → НСООСН3 + H2O

7. По механизму протекания.

Идут между образующимися в ходе реакции радикалами и молекулами.

Как вы уже знаете, при всех реакциях происходит разрыв старых и образование новых химических связей. Способ разрыва связи в молекулах исходного вещества определяет механизм (путь) реакции. Если вещество образовано за счет ковалентной связи, то могут быть два способа разрыва этой связи: гемолитический и гетеролитический. Например, для молекул Сl2, СН4 и т. д. реализуется гемолитический разрыв связей, он приведет к образованию частиц с неспаренными электронами, то есть свободных радикалов.

Идут между уже имеющимися или образующимися в ходе реакции ионами.

Типичные ионные реакции - это взаимодействие между электролитами в растворе. Ионы образуются не только при диссоциации электролитов в растворах, но и под действием электрических разрядов, нагревания или излучений. Ŷ-Лучи, например, превращают молекулы воды и метана в молекулярные ионы.

По другому ионному механизму происходят реакции присоединения к алкенам галогеноводородов, водорода, галогенов, окисление и дегидратация спиртов, замещение спиртового гидроксила на галоген; реакции, характеризующие свойства альдегидов и кислот. Ионы в этом случае образуются при гетеролитическом разрыве ковалентных полярных связей.

8. По виду энергии, инициирующей реакцию.

Они инициируются излучениями большой энергии - рентгеновскими лучами, ядерными излучениями (Ý-лучами, а-частицами - Не2+ и др.). С помощью радиационных реакций проводят очень быструю радиополимеризацию, радиолиз (радиационное разложение) и т. д.

Например, вместо двухстадийного получения фенола из бензола его можно получать взаимодействием бензола с водой под действием радиационных излучений. При этом из молекул воды образуются радикалы [·OН] и [·H·], с которыми и реагирует бензол с образованием фенола:

С6Н6 + 2[ОН] -> С6Н5ОН + Н20

Вулканизация каучука может быть проведена без серы с использованием радиовулканизации, и полученная резина будет ничуть не хуже традиционной

Их инициирует тепловая энергия. К ним относятся все эндотермические реакции и множество экзотермических реакций, для начала которых необходима первоначальная подача теплоты, то есть инициирование процесса.

Их инициирует световая энергия. Кроме рассмотренных выше фотохимических процессов синтеза НСl или реакции метана с хлором, к ним можно отнести получение озона в тропосфере как вторичного загрязнителя атмосферы. К этому виду реакций принадлежит и важнейший процесс, протекающий в растительных клетках, - фотосинтез.

Их инициирует электрический ток. Помимо хорошо известных вам реакций электролиза укажем также реакции электросинтеза, например, реакции промышленного получения неорганических окислителей.

Тестовые задания для 9 класса

Вариант 1.

Часть А

А1. Какие модели соответствуют молекулам алкенов?

а) все, кроме А

б) все, кроме Б

в) все, кроме В

г) все, кроме Г

А2. С каким реагентом могут взаимодействовать алканы:

а) Br 2 (р-р)

б) Cl 2 ,(свет)

в) H 2 SO 4
г) NaOH

А3. В реакции 1,3-бутадиена с HCl не может образоваться

а) 3-хлорбутен-1 в) 1-хлорбутен-2

б) 4-хлорбутен-1 г) 2,3-дихлорбутан

А4. Вещество, с которым муравьиная кислота при соот­ветствующих условиях вступает в окислительно-вос­становительную реакцию, - это:

а) медь;

б) гидроксид меди (II);

в) хлорид меди (II);

г) сульфат меди (II).

А5. Взаимодействие сложного эфира с водой можно на­звать:

а) гидратацией;

б) дегидратацией;

в) гидролизом;

г) гидрогенизацией.

А6. В цепочке превращений

реакции «а» и «б» - это соответственно:

а) гидратация и окисление;

б) окисление и гидратация;

в) гидратация и гидратация;

г) окисление и окисление.

А7. Реакция, обусловленная наличием в молекулах кар­бонильных соединений двойной связи, - это реак­ция:

а) присоединения;

б) разложения;

в) замещения;

г) обмена.

А8. С помощью аммиачного раствора оксида серебра нель­зя распознать:

а) этанол и этаналь;

б) пропаналь и пропанон;

в) пропаналь и глицерин;

г) бутаналь и 2-метилпропаналь.

А9. При действии на пропеналь избытка водорода образу­етс я:

а) предельный спирт;

б) непредельный спирт;

в) непредельный углеводород;

г) предельный углеводород.

А10. Уксусный альдегид образуется при гидратации:

а) этана;

б) этена;

в) этина;

г) этанола.

Часть В

В1. Установите соответствие между типом реакции и уравнением

ТИП РЕАКЦИИ

В2. Ацетилен массой 10,4 г присоединил хлороводород массой 14,6 г. Формула продукта реакции_____.

В3. Из технического карбида кальция массой 1 кг получен ацетилен объемом 260 л (н.у.). Массовая доля примесей (в %), содержащихся в образце карбида кальция равна_________. (Запишите ответ с точностью до сотых).

Часть С.

C 1. Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие

BaCl 2

превращения: С O

Вариант 2.

Часть А К каждому из заданий А1-А10 дано четыре варианта ответа,

только один из которых правильный. Обведите номер ответа.

А1.Реакция характерная для алканов

а)присоединении

б)замещение

в)гидротации

г)обмена

А2. Для каких углеводородов характерна реакция полимеризации.

а) CH 4

б) C 2 H 4

в) C 6 H 6

г) C 2 H 5 ОH

А3. Вещество, с которым метан вступает в реакцию замещения.

а) CL 2 (свет)

б) H 2 О

в) H 2 SO 4

г) NaOH

А4. Какое вещество легко окисляется перманганатом калия.

а) C 2 H 6

б) C 2 H 2

в) C 2 H 5 ОH

г) C 6 H 6

А5. Какое вещество можно подвергать реакции дегидратации.

а) C 2 H 4

б) C 2 H 5 ОH

в) CH 4

г) С H 3 COH

А6. В цепочке превращений C 2 H 6 – ацетилен – этан реакции «а» и «б»- это соответствует

а) гидротация и гидрирование

б) гидротация и окисление

в) дегидрирование и гедрирование

г) окисление и гидротация

А7. Как называется реакция образования сложных эфиров.

а) присоединения

б)замещения

в) этерификации

г) разложения

А8. При взаимодействии этилена с водой образуется.

а) предельный спирт

б) непределдьный спирт

в) предельный углеводород

г) непредельный углеводород

А9. Уксусная кислота образуется из:

а) этана

б) этена

в) этина

г) этанола

А10. Какая реакция характерна для жиров.

а) присоединения

б) окисления

в) гидролиза

г) замещения

Часть В При выполнении заданий В1 установите соответствие. В2 и В3 произведите расчеты и запишите ответ.

В1. Установите соответствие между типом реакции и веществом

Тип реакции

В2. Объем кислорода, необходимый для полного сжигания 50 л. метана (н.у.) равен ___л.

В3. Углеводород содержит 16,28 % водорода. Определите формулу углеводорода, если плотность его паров по водороду равна 43.

Часть С. Для ответов на задание С1 используйте отдельный бланк (лист)

Запишите номер задания и ответ к нему.

С1. Вычислите объем углекислого газа, выделившегося при сгорании 56 л метана в 48 л кислорода

ОТВЕТЫ

Вариант 1

Часть А

Часть В

Часть С

Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить следующие BaCl 2

превращения: С O 2 → Na 2 СО 3 → X → СО 2 . Для второго процесса составьте ионное уравнение реакции.

Ответ

Вариант 2

Часть А

А1


Часть В

Часть С

Тестовые задания для 11 класса

Вариант 1.

Часть А К каждому из заданий А1-А10 дано четыре варианта ответа,

только один из которых правильный. Обведите номер ответа.

А1. Реакция Вюрца соответствует описанию:

1. гидратации ацетилена

2. удлинению углеродного скелета

3. восстановлению нитропроизводных металлами в кислой среде

4. одновременной дегидратации и дегидрированию этанола

А2. Глюкозу и сахарозу можно различить с помощью:

1. азотной кислоты

2. аммиачного раствора оксида серебра

3. воды

4. гидроксида натрия.

А3. Этанол можно получить из этилена посредством реакции

1. гидратации

2. гидрирования

3. галогенирования

4. гидрогалогенирования

А4. Реакция с аммиачным раствором оксида серебра характерна для

1. пропанола-1

2. пропаналя

3. пропанола-2

4. диметилового эфира

А5. При щелочном гидролизе этилформиата образуются

1. формальдегид и этанол

2. муравьиная кислота и этанол

3. соль муравьиной кислоты и этанол

4. формальдегид и муравьиная кислота

А6. Отличительным признаком реакции Кучерова является взаимодействие веществ с

1. с водородом

2. с хлором

3. с водой

4. с кислотой

А7. Реакция Зинина, характерная для ароматических углеводородов, имеет другое название

1. хлорирование

2. бромирование

3. нитрование

4. гидрирование

А8. Качественной реакцией на многоатомные спирты является их взаимодействие

1. с оксидом меди (II )

2. с гидроксидом меди (II )

3. с медью

4. с оксидом меди (I )

А9. В ходе реакции этанола с соляной кислотой в присутствии серной кислоты образуется

1. этилен

2. хлорэтан

3. 1,2-дихлорэтан

4. хлорвинил

А10. В отличииот этаналя уксусная кислота взаимодействует с

1. магнием

2. гидроксидом меди (II )

3. кислородом

4. водородом

Часть В

запишите их по возрастанию

В1. Продуктами гидролиза сложных эфиров состава С 5 Н 10 О 2 могут быть

1. пентаналь и метанол

2. пропановая кислота и этанол

3. этанол и бутаналь

4. бутановая кислота и метанол

5. этановая кислота и пропанол

6. формальдегид и пентанол

В2. С муравьиной кислотой взаимодействуют

1. Na 2 CO 3

2. HCl

3. OH

4. H 2 S

5. CuSO 4

6. Cu (OH) 2

В3. Вещества, с которыми способна взаимодействовать α-аминопропановая кислота

1. этан

2. гидроксид калия

3. хлорид калия

4. серная кислота

5. диметиловый эфир

6. хлороводород

Часть С. Для ответов на задание С1 используйте отдельный бланк (лист)

Запишите номер задания и ответ к нему.

С1. В результате каталитического окисления пропана получена пропионовая кислота массой 55,5 г. Массовая доля выхода продукта реакции равна 60%. Рассчитайте объём взятого пропана (н.у.).

Вариант 2

Часть А К каждому из заданий А1-А10 дано четыре варианта ответа,

только один из которых правильный. Обведите номер ответа.

А1. В реакцию с бромной водой при обычных условиях взаимодействует каждое из двух веществ:

1. бензол и толуол

2. циклогексан и пропен

3. этилен и бензол

4. фенол и ацетилен

А2 . Этилен образуется в результате реакции:

1. гидратации ацетилена

2. хлорметана с натрием

3. ацетилена с хлороводородом

4. дегидратации этанола

А3 . Этанол можно получить из этилена в результате реакции

1. гидратации

2. гидрирования

3. галогенирования

4. гидрогалогенирования

А4 . В результате реакции тримеризации ацетилена образуеться:

1. гексан

2. гексен

3. этан

4. бензол

А5. При окислении этилена водным раствором КМ nO 4 образуется:

1. этан

2. этанол

3. глицерин

4. этиленгликоль

А6. При щелочном гидролизе 2-хлорбутана преимущественно образуются:

1. бутанол-2

2. бутанол-1

3. бутаналь

4. бутанон

А7 . В реакцию замещения с хлором вступает:

1. этен 2. этин 3 . бутен-2 4. бутан

А8 . Характерной реакцией для многоатомных спиртов является взаимодействие с:

1. H 2

2. Cu

3. Ag 2 O (NH 3 р-р)

4. Cu (OH) 2

А9. Мономером для получения искусственного каучука по способу Лебедева служит:

1. бутен-2

2. этан

3. этилен

4. бутадиен-1,3

А10. Бутанол-2 и хлорид калия образуются при взаимодействии:

1. 1-хлорбутана и 2-хлорбутана

2. 2-хлорбутана и спиртового раствора КОН

3. 1-хлорбутана и спиртового раствора КОН

4. 2-хлорбутана и водного раствора КОН

Часть В При выполнении заданий В1- В3 выберите три варианта ответов и

запишите их по возрастанию

В1. Продуктами гидролиза сложных эфиров состава С 6 Н 12 О 2 могут быть

1 . этаналь и диметиловый эфир

2 . пропановая кислота и пропанол

3 . метилацетат и бутан

4 . этановая кислота и бутанол

5. пентановая кислота и метанол

6. пропаналь и этандиол

В2. Алкены взаимодействуют с:

1 . [ Ag (NH 3) 2 ]OH

2 . H 2 O

3 . Br 2

4 . KMnO 4 (H +)

5 . Ca(OH) 2

6 . Cu (OH) 2

В3. Метилэтиламин взаимодействует с:

1 . этаном

2 . гидроксидом калия

3. бромоводородной кислотой

4 . кислородом

5 . пропаном

6 . водой

Часть С. Для ответов на задание С1 используйте отдельный бланк (лист)

Запишите номер задания и ответ к нему.

С1. Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160г 7-% -ного раствора гидроксида калия с 9,0г. Хлорида аммония, растворили в 75г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе.

ОТВЕТЫ

Вариант 1

Часть А

А1

Часть В

В1

Часть С

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1. Составлено уравнение реакции

3С 2 Н 2
С 6 Н 6

2. Определены количества вещества ацетилена и бензола

n (C 2 H 2) = 10,08/22,4 = 0,45 моль

по уравнению реакции n (C 2 H 2) : n(C 6 H 6) =3:1

n (C 6 H 6) = 0,45/3 = 0,15 моль

3. Рассчитана теоретическая масса бензола

m (C 6 H 6) = 0,15 моль * 78 г/моль = 11,7 г

4. Рассчитана практическая масса бензола

m (C 6 H 6) пр = 0,7 * 11,7 = 8,19 г

Вариант 2

Часть А


Часть В


Часть С

С 1 1. Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160г 7-% -ного раствора гидроксида калия с 9,0г. Хлорида аммония, растворили в 75г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию Элементы ответа:
    Составлено уравнение реакции:
КОН + NH 4 Cl = KCl + NH 3 + H 2 O
    Рассчитаны масса и количество вещества щёлочи в растворе, а также количество вещества хлорида аммония:
m (KOH) = 160 . 0,07 = 11,2 г n (KOH) = 11,2 / 56 = 0,2 моль n (NH 4 Cl) = 9/53,5 = 0,168 моль
    Указано вещество, которое в растворе находится в избытке:
КОН – гидроксид калия (или вещество, которое реагирует полностью – NH 4 Cl).
    Определена масса аммиака и его массовая доля в растворе
n (NH 3) = n (NH 4 Cl) = 0,168 моль m (NH 3) = 0,168 . 17 = 2,86 г w (NH 3) = 2,86/77,86 = 0,0367 или 3,67%

*Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из элементов ответа, которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

Информационные ресурсы.

    Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. – М.: Дрофа, 2004.

    Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10-й класс. – М.: Дрофа,2004.

    Корощенко А.С., Медведев Ю.Н. Химия ГИА типовые тестовые задания – М.: «Экзамен», 2009.

    Кузнецова Н.Е., Левкина А.Н, Задачник по химии 9-й класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2004.

    Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. – 9-й класс. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2002.

    Потапов В.М. Органическая химия. – М.: Просвещение, 1976.

    Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика – Пресс, 1997.

    Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2005.

    http://www.fipi.ru/

Теория замещения в ароматических соединениях. Реакции электрофильного замещения. Ориентанты 2 рода (мета- ориентанты).

Заместители, обладающие отрицательным индуктивным эффектом или отрицательными как индуктивным, так и мезомерным эффектами, направляют электрофильное замещение в мета-положение бензольного кольца и носят название ориентантов второго рода.

Органические реакции, как и неорганические, подразделяются на 3 основных типа:

1) реакция замещения: СН 4 + CI 2 → СН 3 CI + НCI;

2) реакция отщепления: СН 3 СН 2 Br → СН 2 = СН 2 + НBr;

3) реакция присоединения: СН 2 = СН 2 + НBr → CН 3 СН 2 Br.( реакции полимеризации)

Классифицировать по механизму разрыва ковалентных связей в реагирующих молекулах.

Два способа разрыва ковалентных связей.

1. Если общая электронная пара делится между атомами, образуя радикалы. Радикалы -частицы, имеющие неспаренные электроны. Такой разрыв связи называется радикальным (гомолитическим). Особенность данной связи заключается в том, что радикалы, которые образуются, взаимодействуют с имеющимися в реакционной системе молекулами или друг с другом.

Образующиеся радикалы взаимодействуют с имеющимися в реакционной системе молекулами или друг с другом: CН· 3 + CI 2 → СН 3 CI + CI.

По радикальному механизму протекают реакции, в которых разрыву подвергаются связи малой полярности (С-С, С-Н, N-N) при высокой температуре, под действием света или радиоактивного излучения.

2. Если при разрыве связи общая электронная пара остается у одного атома, то образуются ионы – катион и анион. Такой механизм называется ионным или гетеролитическим. Он приводит к образованию органических катионов или анионов: 1) хлористый метил образует метил-катион и хлорид-анион; 2) метил-литий образует литий-катион и метил-анион.

Органические ионы вступают в дальнейшие превращения. При этом катионы взаимодействуют с нуклеофильными («любящими ядра») частицами, а органические анионы – с электрофильными («любящими электроны») частицами (катионы металлов, галогены и др.).

Ионный механизм наблюдается при разрыве полярной ковалентной связи (углерод – галоген, углерод – кислород и др.).

Органические ионные частицы подобны ионам в неорганической химии – имеют соответствующие заряды. Однако они и резко отличаются: ионы неорганических соединений присутствуют в водных растворах постоянно, а органические ионные частицы возникают только в момент реакции.

Поэтому во многих случаях необходимо говорить не о свободных органических ионах, а о сильно поляризованных молекулах.

Радикальный механизм наблюдается при разрыве неполярной или малополярной ковалентной связи (углерод – углерод, углерод – водород и т. д.).

Органические ионные частицы подобны ионам в неорганической химии – они имеют соответствующие заряды.

Занятие 2. Классификация реакций в органической химии. Упражнения на изомерию и гомологи

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕАКЦИЙ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.

Существуют три основные классификации органических реакций.

1 Классификация по способу разрыва ковалентных связей в молекулах реагирующих веществ.

§ Реакции, протекающие по механизму свободнорадикального (гомолитического) разрыва связей. Такому разрыву подвергаются малополярные ковалентные связи. Образующиеся частицы называются свободными радикалами – хим. частица с неспаренным электроном, обладающая высокой химической активностью. Типичным примером такой реакции является галогенирование алканов, например :

§ Реакции, протекающие по механизму ионного (гетеролитического) разрыва связей. Такому разрыву подвергаются полярные ковалентные связи. В момент реакции образуются органические ионные частицы – карбкатион (ион, содержащий атом углерода с положительным зарядом) и карбанион (ион, содержащий атом углерода с отрицательным зарядом). Примером такой реакции может служить реакция гидрогалогенирования спиртов, например:

2. Классификация по механизму протекания реакции.

§ Реакции присоединения – реакция, в ходе которой из двух реагирующих молекул образуется одна (вступают непредельные или циклические соединения). В качестве примера приведите реакцию присоединения водорода к этилену:

§ Реакции замещения – реакция, в результате которой происходит обмен одного атома или группы атомов на другие группы или атомы. В качестве примера приведите реакцию взаимодействия метана с азотной кислотой:

§ Реакции отщепления (элиминирования) – отделение небольшой молекулы от исходного органического вещества. Выделяют a-элиминирование (отщепление происходит от одного и того же атома углерода, образуются неустойчивые соединения – карбены); b-элиминирование (отщепление происходит от двух соседних атомов углерода, образуются алкены и алкины); g-элиминирование (отщепление происходит от более удаленных атомов углерода, образуются циклоалканы). Приведите примеры вышеперечисленных реакций:

§ Реакции разложения – реакции, в результате которой из одной молекулы орг. соединения образуется несколько более простых. Типичным примером такой реакции служит крекинг бутана:

§ Реакции обмена – реакции, в процессе которых молекулы сложных реагентов обмениваются своими составными частями. В качестве примера приведите реакцию взаимодействия уксусной кислоты и гидроксида натрия:

§ Реакции циклизации – процесс образования циклической молекулы из одной или нескольких ациклических. Напишите реакцию получения циклогексана из гексана:

§ Реакции изомеризации – реакция перехода одного изомера в другой при определенных условиях. Приведите пример изомеризации бутана:

§ Реакции полимеризации – цепной процесс, последовательное соединение низкомолекулярных молекул в более крупные высокомолекулярные путем присоединения мономера к активному центру, находящемуся на конце растущей цепи. Полимеризация не сопровождается образованием побочных продуктов. Типичным примером является реакция образования полиэтилена:

§ Реакции поликонденсации – последовательное соединение мономеров в полимер, сопровождающееся образованием низкомолекулярных побочных продуктов (воды, аммиака, галогеноводорода и т.д.). В качестве примера напишите реакцию образования фенолформальдегидной смолы:

§ Реакции окисления

а) полное окисление (горение), например:

б) неполное окисление (возможно окисление кислородом воздуха или сильными окислителями в растворе – KMnO 4 , K 2 Cr 2 O 7). В качестве примера запишите реакции каталитического окисления метана кислородом воздуха и варианты окисления этилена в растворах с разным значением рН:

3. Классификация по химизму реакции.

· Реакция галогенирования – введение в молекулу орг. соединения атома галогена путем замещения или присоединения (заместительное или присоединительное галогенирование). Напишите реакции галогенирования этана и этена:

· Реакция гидрогалогенирования – присоединение галогеноводородов к непредельным соединениям. Реакционная способность возрастает с увеличением молярной массы Hhal. В случае ионного механизма реакции присоединение идет по правилу Марковникова: ион водорода присоединяется к наиболее гидрогенизированному атому углерода. Приведите пример реакции взаимодействия пропена и хлороводорода:

· Реакция гидратации – присоединение воды к исходному органическому соединению, подчиняется правилу Марковникова. В качестве примера запишите реакцию гидратации пропена:

· Реакция гидрирования – присоединение водорода к органическому соединению. Обычно проводят в присутствии металлов VIII группы Периодической системы (платина, палладий) в качестве катализаторов. Напишите реакцию гидрирования ацетилена:

· Реакция дегалогенирования – отщепление атома галогена от молекулы орг. соединения. В качестве примера приведите реакцию получения бутена-2 из 2,3-дихлорбутана:

· Реакция дегидрогалогенирования – отщепление молекулы галогеноводорода от органической молекулы с образованием кратной связи или цикла. Обычно подчиняется правилу Зайцева: водород отщепляется от наименее гидрогенизированного атома углерода. Запишите реакцию взаимодействия 2-хлорбутана со спиртовым раствором гидроксида калия:

· Реакция дегидратации – отщепление молекулы воды от одной или нескольких молекул орг. вещества (внутримолекулярная и межмолекулярная дегидратация). Осуществляется при высокой температуре или в присутствии водоотнимающих средств (конц. H 2 SO 4 , P 2 O 5). Приведите примеры дегидратации этилового спирта:

· Реакция дегидрирования – отщепление молекулы водорода от орг. соединения. Напишите реакцию дегидрирования этилена:

· Реакция гидролиза – обменная реакция между веществом и водой. Т.к. гидролиз в большинстве случаев обратим, его проводят в присутствии веществ, связывающих продукты реакции, или удаляют продукты из сферы реакции. Гидролиз ускоряется в кислой или щелочной среде. Приведите примеры водного и щелочного (омыление) гидролиза этилового эфира уксусной кислоты:

· Реакция этерификации – образование сложного эфира из органической или неорганической кислородсодержащей кислоты и спирта. В качестве катализатора применяют конц. серную или соляную кислоты. Процесс этерификации обратим, поэтому продукты необходимо удалять из сферы реакции. Запишите реакции этерификации этилового спирта с муравьиной и с азотной кислотами:

· Реакция нитрования – введение группы –NO 2 в молекулы орг. соединений, например реакция нитрования бензола:

· Реакция сульфирования – введение группы –SO 3 Н в молекулы орг. соединений. Запишите реакцию сульфирования метана:

· Реакция алкилирования – введение радикала в молекулы орг. соединений вследствие реакций обмена или присоединения. В качестве примера запишите реакции взаимодействия бензола с хлорэтаном и с этиленом:

Упражнения на изомерию и гомологи

1. Укажите, какие из следующих веществ являются гомологами по отношению друг к другу: С 2 Н 4 , С 4 Н 10 , С 3 Н 6 , С 6 Н 14 , С 6 Н 6 , С 6 Н 12 , С 7 Н 12 , С 5 Н 12 , С 2 Н 2 .

2. Составьте структурные формулы и дайте названия всем изомерам состава С 4 Н 10 О (7 изомеров).

3. Продукты полного сгорания 6,72л смеси этана и его гомолога, имеющего на один атом углерода больше, обработали избытком известковой воды, при этом образовалось 80г осадка. Какого гомолога в исходной смеси было больше? Определите состав исходной смеси газов. (2,24л этана и 4,48л пропана).

4. Составьте структурную формулу алкана с относительной плотностью паров по водороду 50, в молекуле которого имеется по одному третичному и четвертичному атому углерода.

5. Среди предложенных веществ выделите изомеры и составьте их структурные формулы: 2,2,3,3,-тетраметилбутан; н-гептан; 3-этилгексан; 2,2,4-триметилгексан; 3-метил-3-этилпентан.

6. Вычислите плотность паров по воздуху, по водороду и по азоту пятого члена гомологического ряда алкадиенов (2,345; 34; 2,43).

7. Напишите структурные формулы всех алканов, содержащих 82,76% углерода и 17,24% водорода по массе.

8. На полное гидрирование 2,8г этиленового углеводорода израсходовали 0,896л водорода (н.у.). Определите углеводород, если известно, что он имеет неразветвленное строение.

9. При добавлении какого газа к смеси равных объемов пропана и пентана ее относительная плотность по кислороду увеличится; уменьшится?

10. Приведите формулу простого газообразного вещества, имеющего такую же плотность по воздуху, как простейший алкен.

11. Составьте структурные формулы и назовите все углеводороды, содержащие 32е в молекуле 5 изомеров).

Понравилась статья? Поделитесь ей