Контакты

Как помочь ребенку начать ходить. Как научить ребенка ходить? Как сделать первые шаги? Советы и упражнения Как помочь годовалому ребенку научиться ходить

Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

В каком возрасте дети начинают ходить

По условной норме, основанной на статистических данных, малыши начинают ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому выход за указанные рамки не является обязательным признаком какой-либо патологии развития. Есть дети, которые в 7 месяцев встают на ноги, а через некоторое время уже ходят. Другие, наоборот, в полтора года еще не осваивают навык самостоятельной ходьбы. Это зависит от различных факторов:

  • Наследственность. Врачи обычно спрашивают, в каком возрасте мама и папа освоили тот или иной навык. Если кто-то из родителей в детстве поздно начал ходить, скорее всего, малыш тоже не будет торопиться сделать первый шаг.
  • Телосложение. Крепким детям все навыки обычно даются труднее, поэтому ходить они также начинают позже своих худеньких и легких сверстников.
  • Пол ребенка. Девочки часто опережают мальчиков в развитии, это касается и навыка самостоятельной ходьбы.
  • Степень развития мышц тела и чувства равновесия. Этот фактор во многом зависит от родителей, которые с помощью упражнений могут помочь малышу укрепить мускулатуру и научиться держать равновесие.
  • Темперамент. Спокойные и склонные к созерцанию дети могут ползать дольше и пойти позже, чем активные карапузы, стремящиеся удовлетворить свое любопытство.
  • Психологическая атмосфера в доме. Постоянные ссоры в семье могут привести к стрессу у малыша. Он не будет пытаться ходить самостоятельно, пока не почувствует себя в полной безопасности.

Опережение и запоздание

Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.

Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.

Как определить, что малыш готов к ходьбе

Перед тем как заняться обучением ребенка самостоятельному хождению, родителям следует понаблюдать за ним, чтобы определить, готов ли он к этому.

Малыш физически и психологически готов начать ходить, если он способен:

  • вставать на ноги, держась за неподвижную опору, садиться из этого положения;
  • самостоятельно подниматься с коленей;
  • длительное время находиться в вертикальном положении;
  • стоять без поддержки;
  • делать попытки передвижения, придерживаясь за мебель или стены;
  • отпустить опору, чтобы сделать 1-2 шага.

Рецепт по случаю: :

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз. При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
  • Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании. Повторить 5-7 раз.
  • Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
  • Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
  • Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для освоения навыка ходьбы

Следующий комплекс предназначен для выполнения с детьми, уверенно стоящими на ножках:

  • Поставить ребенка на пол спиной к себе, придерживая одной рукой за живот. Другой рукой взять малыша за голень, поднимая согнутую в колене ногу крохи. Держать в поднятом положении 5-7 секунд. Повторить по 2-3 раза с правой и левой ногой.
  • Исходное положение – как в упражнении № 1. Держа рукой согнутую ножку ребенка, сделать движение, имитирующее перешагивание препятствия (чуть выпрямляя ногу вперед и вниз). Повторить 3-5 раз, чередуя ноги.
  • ИП – как в упражнении № 1. Положить перед ребенком большую книгу или прочную коробку высотой 6-7 см. Взяв ногу малыша за щиколотку и согнув в колене, поставить ее на «ступеньку», плотно прижав стопу к поверхности. Поддерживая ребенка, помочь ему опереться на эту ногу, выпрямляя ее и поднимаясь на коробку. Вторую ногу поставить рядом. Снова спуститься и повторить 3-5 раз каждой ногой. Когда начнет хорошо получаться, можно будет поставить 2-3 ступеньки разной высоты.
  • Повернуть ребенка спиной к себе, придерживая под мышками и поставив его стопы на свои. Пошагать немного по комнате, чтобы малыш мог понять принцип и закрепить для себя это движение.
  • Положить перед малышом небольшой легкий мячик. Взяв рукой слегка согнутую ногу ребенка, ударить ею по мячу. Повторить 4-5 раз каждой ногой. После этого можно предложить крохе попробовать самостоятельно ударить мячик ногой.

Когда ребенок освоит ходьбу, важно следить, чтобы его походка была правильной: малыш должен ставить стопы параллельно и не расставлять слишком широко.

Стимулирование интереса к ходьбе

Пока малыш не поймет, что самостоятельное передвижение – интересное занятие, благодаря которому можно узнать и увидеть много нового, у него не будет стимула учиться ходить. Родителям придется проявить смекалку, чтобы побудить свое чадо оторваться от опоры.

  • Предложить игрушку ребенку, стоящему возле опоры. Малыш возьмет ее одной рукой. После этого предложить ему другую, не менее привлекательную игрушку. Чтобы взять ее, ребенку придется отпустить и вторую руку, стоя без поддержки.
  • Поставить несколько стульев на небольшом расстоянии друг от друга, положив на них интересные предметы. Ребенок сможет переходить от одного из них к другому. Со временем стулья отодвигаются все дальше друг от друга.
  • Совместные игры с родителями – самое интересное, что можно предложить ребенку. Малышу понравится вместе с мамой и папой штурмовать диваны и преодолевать небольшие препятствия из различных предметов домашней обстановки (подушек, валиков и т. д.).
  • Побудить ребенка к самостоятельному передвижению поможет пример других детей, умеющих хорошо ходить и даже бегать. Пусть кроха понаблюдает, как весело проводят на детской площадке время те, кого уже не водят за руку.

Приспособления-помощники

Ходунки

Эти приспособления созданы больше для удобства родителей, чем для развития детей. Ходунки дают возможность маме освободить руки, наблюдая за ребенком, чтобы успеть сделать что-то по дому. Они смягчают удары об окружающие предметы, предоставляют крохе некоторую самостоятельность и мобильность. Малыш не может упасть или наткнуться острый угол. Но нельзя надолго оставлять ребенка в ходунках, это может нанести вред детскому организму.

  • Процесс обучения ребенка ходьбе не ускорится, поскольку при передвижении в ходунках задействованы другие группы мышц. Малыш носочной частью ног отталкивается от опоры, а не переступает, как это должно быть при ходьбе. Это может в дальнейшем спровоцировать неправильный вариант ходьбы – на носочках.
  • Ребенок, слишком рано помещенный в ходунки, может пропустить такой важный этап развития, как ползание. В итоге его мышцы и суставы не будут подготовлены к прямохождению должным образом. В ходунках вертикальная нагрузка на слабый позвоночный столб возрастает, что в будущем может привести к нарушению осанки и более серьезным последствиям.
  • При таком передвижении не задействованы и не укрепляются мышцы спины, что может привести к проблемам с позвоночником.

Для здоровых детей допустимо находиться в ходунках не более 30-40 минут в день. Приспособления категорически противопоказаны малышам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим рахитом, имеющим сниженный или повышенный мышечный тонус, а также детям, которые еще не умеют уверенно сидеть.

Ходунки-каталка

В отличие от ходунков, в которых малыш сидит, ходунки-каталки предназначены для детей, уверенно стоящих на ногах. Такие ходунки ребенок толкает перед собой, свободно передвигаясь. Яркие и интересные приспособления нравятся малышам, ведь на их передней части обычно располагаются различные развивающие игрушки. С такими помощниками даже самые осторожные дети смогут освоить навык хождения, не боясь при этом упасть.

Вожжи для детей

Предназначены для поддержки плохо держащего равновесие малыша, который учится ходить. Приспособление позволяет мамам и папам уберечь кроху от падений. При этом родителям не нужно нагибаться и напрягать спину.

Опасность заключается в том, что с помощью такого поводка нельзя научить ребенка держать равновесие. Он привыкнет к тому, что нет необходимости соблюдать осторожность при падении. А ведь кроха должен научиться падать, чтобы избежать серьезных травм.

Выбор первой обуви

Правильный выбор первой обуви очень важен для здоровья опорно-двигательного аппарата малыша. Она надежно защищает ножки крохи от механических повреждений, а также помогает сформировать стопы ребенка. Качественная и правильно подобранная обувь поможет придать крохе устойчивости и сделает его первые шаги более уверенными.

Для определения размера нужно поставить малыша на лист плотной бумаги или картона и обвести каждую стопу карандашом. С вырезанным трафаретом можно отправляться в магазин. Если одна стопа окажется чуть больше, подбирать размер следует именно по ней.

Лучше остановить свой выбор на детской обуви, которая соответствует следующим критериям:

  • изготовлена из натуральных материалов;
  • легкая по весу;
  • имеет высокий задник для жесткой и надежной фиксации пятки;
  • с закрытым круглым носком;
  • подошва нескользкая и не чрезмерно мягкая, имеет рельефную поверхность и каблук примерно 0,5 сантиметра;
  • надежно фиксирует ногу в щиколотке.

Многие родители сразу покупают для своего малыша ортопедическую обувь. Данный вид обуви является лечебным и приобретается только по врачебным показаниям. Рекомендация к ношению ортопедической обуви дается специалистом с учетом диагнозов, подтвержденных рентгеновскими снимками.

Не следует покупать обувь на размер больше. В обуви, которая не подходит по размеру и болтается на ногах, малыш начнет подворачивать носки внутрь, постоянно держа колени в полусогнутом состоянии.

Чтобы научить малыша ходить, сначала его следует к этому подготовить. Необходимо стимулировать ребенка к новым достижениям, ориентируясь при этом на его настроение. Если кроха отказывается что-либо выполнять, нельзя настаивать и принуждать, этим можно полностью отбить у него желание передвигаться самостоятельно и отодвинуть освоение навыка ходьбы на неопределенное время.

Ребенок, самостоятельно передвигающийся по полу с видом покорителя новых земель, вызывает умиление и радостную дрожь в сердце родителей, а его первые шаги вообще производят настоящий фурор в рядах «фан-клуба» малыша.

Никто не будет отрицать, что развитый опорно-двигательный аппарат положительно сказывается на последующем развитии малыша, и карапузы, научившиеся ходить в 9 месяцев, могут похвастаться высоким интеллектом и отлично адаптируются к любой ситуации.

Но что делать, если малыш никак не хочет ходить, предпочитая сидеть, ползать или, на крайний случай, стоять? Когда детки осваивают этот навык и как можно научить ребенка ходить при помощи специальных упражнений? На эти и другие вопросы мы постараемся дать ответ в нашей сегодняшней статье.

Когда дети начинают ходить?

Для того, чтобы вступить на «бренную» землю, ребенку предстоит пройти долгий путь: сначала освоить перевороты и ползание, затем самостоятельно сесть и встать, а уже только потом совершить свой первый и запоминающийся шажок. При этом многие детки какое-то время расхаживают вдоль опоры (кроватки, коляски, каталки), а только потом отрываются от ее «моральной» поддержки.

В любом случае, где-то в возрасте 11-12 месяцев большинство детей отлично справляются с небольшими расстояниями и с торжественными криками и писками «перебегают» от папы к маме и обратно. В год малыши становятся полностью самостоятельными в этом вопросе, а в 14 месяцев уже покоряют диванчики и лесенки.

Как определить, что малыш готов к первым шагам?

Мы уверены, что вы ожидаете новых свершений от своего ребенка буквально каждый день, но для того, чтобы самостоятельное хождение не стало для него мукой в будущем, торопить ребенка ни в коем случае не стоит. Помните, что для этого у вашего чада должен полностью сформироваться опорно-двигательный аппарат.

Любой малыш сначала должен научиться хорошо ползать, так как при этом укрепляется его мышечная система. Кроме того, процесс хождения — «суровый» труд, требующий от ребенка много энергии, и потому увлекаться несвоевременным шаганием ему не стоит.

Как научить малыша ходить: 4 этапа подготовки

Перед тем, как ребенок начнет учиться ходить, вы должны подготовить его к этому процессу. Самое интересное, что «стартовать» в этом плане нужно практически с самого рождения.

От 2 до 3 месяцев: лежа на животе

За несколько месяцев до своих первых шагов ребенок начинает подготовку к предстоящей ходьбе. Чтобы облегчить ему труд, каждый день по 2-3 раза выкладывайте его на животик.

От 3 до 5 месяцев: веселые перевороты

Поощряйте любые свершения малыша в области переворотов. Для этого поместите игрушку прямо над ним, а потом водите ее в разные стороны. Такие маленькие хитрости помогают ребенку развивать мышцы спины, ног и рук и подготавливают его к сидению и хождению.

От 4 месяцев до полугода: движение вперед

Когда ваш малыш начнет пытаться сидеть с поддержкой, помогайте ему освоить этот навык, потягивая на себя за руки и стимулируя на повороты в разных направлениях - это качественно улучшает его координацию.

От полугода до 10 месяцев: путешествие в мир

От полугода до 10 месяцев малыш осваивает навык ползания, потому вам необходимо привлекать его внимание различными объектами, стимулирующими ребенка на движение. Пусть это станет большим путешествием по дому, в котором малыш будет хорошо двигаться и осваивать новые заветные уголки.

Свод «золотых» правил обучения хождению

Чтобы помочь малышу освоить навык хождения, его родителям нужно соблюдать свод важных правил, о которых мы вам с удовольствием расскажем.

Торопиться не стоит

Не пытайтесь заставить ребенка топать, если он в данное время желает ползать, и тем более не давите на него, если он делает это крайне плохо.

Это очень интересно!

Заинтересуйте ребенка хождением: подвесьте игрушку на уровне глаз и привлеките к предмету внимание. Как только он захочет схватить его, отнесите игрушку подальше и положите на что-нибудь, но так, чтобы траектория движения предмета была понятна ребенку.

Когда ваше чадо (любыми путями) «дойдет» до заветной цели, снова уберите игрушку подальше — именно так и возникает интерес к совершению первых шагов. Только помните, что не стоит заниматься очень долго, чтобы малыш не уставал от постоянной слежки» за игрушкой.

Плюс ко всему страхуйте его от падения, чтобы в ребенке не развился преждевременный страх перед движением.

Хороший пример заразителен

На прогулке показывайте ребенку других деток, которые уже хорошо ходят или даже бегают. Если в округе малышей не нашлось, покажите карапузу на взрослых дядей и теть. Также стоит как можно реже пользоваться коляской, чтобы ребенок проводил время на свежем воздухе, осваивая новые движения, а не сидел, как барин, на троне.

Держим правильно

Многие мамы во время учебы стараются ухватить ребенка под мышки. Это крайне неверно, поскольку подобные действия приводят к деформации голеней и стоп и портят осанку малыша. Если же вам хочется подстраховать чадо, просто возьмите его за руки или за капюшон.

Безопасность превыше всего!

Сделайте уроки безопасными: скажите «Нет!» скользящим коврикам, скройте острые углы мебели и спрячьте подальше тяжелые предметы и бьющуюся посуду.

Я — твой компаньон

Чтобы малыш научился хорошо ходить, нужно стать для него настоящей «опорой» во всех смыслах этого слова. Удерживайте ручки ребенка, ходите вместе с ним, наконец, сделайте ему подарок в виде коляски для куклы. Как вариант — воспользоваться машинкой с длинной ручкой, при помощи которой ваше чадо будет с удовольствием передвигаться по полу.

Сделайте хождение малыша интересным: пусть он не просто перемещается по поверхности, а лавирует между членами семьи, вставшими на колени. Играйте с ребенком, покоряйте диваны и горки, организовывайте «полосы препятствий», сооруженные с помощью подушек и мягких кубиков. Будьте уверены — учиться ходить в игровой форме гораздо приятнее, чем в «общеобразовательной» и официальной.

Никаких сравнений

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими (не в его пользу тем более), поскольку время, которое необходимо малышу для покорения новых вершин, зависит от различных причин, и в их числе есть вес ребенка и даже его характер.

Не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь (это вообще грешно!), если ваше чудо немного отстает от других детей, а лучше почаще хвалите ребенка и обнимайте.

Правильное падение — мать обучения

Без падений нет свершений, потому, если вы будете постоянно бегать рядом с ребенком, старясь подстраховать его от кувырка, он все равно где-нибудь споткнется и растянется на полу. Нужно научиться правильно реагировать на падения и не ограничивать малыша в движении из-за своего лютого страха.

Самое главное — не одергивайте малыша и не хватайте его, если он шлепнулся, потому что так вы не только напугаете чадо, но и отобьете у него все желание к самостоятельному хождению.

Идеальная обувь для первых шагов

Доктора говорят о том, что дети в большинстве случаев появляются на свет со здоровыми ножками, а проблемы со стопами появляются у них в результате их формирования. Поэтому обувь для хождения должна быть выбрана по всем правилам, и вот, каким именно:

  • покупайте обувь не в начале дня, а в конце: тогда ножка малыша немного увеличивается в размерах;
  • обуйте ботиночек на ногу малыша, чтобы он немного постоял в нем;
  • убедитесь, что выбранная пара просторна и не давит ребенку;
  • поводите малыша по магазину и проверьте, не появились ли на ножке раздражения или красные пятна;
  • если так произошло, возьмите пару на размер больше;
  • у обуви должна быть удобная застежка, твердая высокая пятка и упругая подошва с супинатором.

А дома тоже в обуви?

Нет, конечно: в квартире вы учитесь хождению босиком, ведь это не только удобно, но еще и закаляет ребенка.

Однако, если вы беспокоитесь о том, что карапуз подскользнется в процессе движения, обуйте его в носочки с прорезиненной подошвой, которые так же хорошо борются с плоскостопием, как и правильно выбранная обувь.

Ходунки или коляска?

Многие родители задаются вопросом: а можно ли использовать в процессе обучения какие-то вспомогательные предметы? Например, ходунки?

Помните, что ходунки - удобное, но вредное приспособление, поскольку они предусматривают отталкивание ногами в процессе хождения, что впоследствии приводит к деформации стопы.

Страховочные ремешки ходунков не дают малышу свободно поворачиваться, а приучать ребенка стоять на ногах раньше времени вообще вредно для его здоровья: это повышает риск развития плоскостопия и повреждения позвоночника. Да и то, что ребенок сидит в ходунках и не учится держаться вертикально, тоже о многом говорит!

Лучше всего использоваться в процессе обучения коляску или машинку с ручкой, чтобы малыш, передвигая ее впереди себя, держался за «помощника» и процесс передвижения был для него более увлекательным.

Что делать, если ребенок не ходит?

Если ребенок никак не осваивает навык хождения, волноваться не стоит (хотя сделать это очень хочется!). Знайте, что на дальнейшем развитии малыша это не отразится, а возрастные границы процесса находятся в пределах от 9 месяцев до 1,2 лет.

Чем позже малыш начинает ходить, тем меньшей будет нагрузка на его позвоночник. Однако, есть целый ряд причин, по которым малыш не ходит в установленные сроки.

Болезни и период реабилитации

Если ребенок не так давно перенес тяжелую болезнь или страдает гиподинамией и аллергией, совершенно нормально, что он пойдет чуть позже, чем остальные детки.

Ослабленное зрение

Если малыш, осваивающий хождение, то и дело падает или передвигается по дому только с вашей бдительной поддержкой, у него могут быть проблемы со зрением. Для решения этого вопроса обратитесь к врачу-окулисту.

Ортопедические проблемы

Если вашему чаду уже 1,5 года и он совершенно здоров, а навык хождения у него не развивается, вам стоит обратиться за помощью к ортопеду или невропатологу.

Причина может быть как в трудности первых шагов, так и в разной длине ножек и даже их искривлении. Врач может назначить вам профилактический или лечебный массаж, который поможет малышу поскорее встать на ноги и пойти навстречу новым свершениям!

Ведь мир так огромен, что «обойти» его за долгие годы жизни не представляется возможным. Однако стремится к этому нужно всегда — вы должны помнить об этом и рассказать своему ребенку о том, что его ждет впереди много чудес и радужных свершений!

К десятому месяцу ваш ребенок научится ползать быстро, и его успехи в этом способе передвижения не раз вызовут у вас улыбку. Но ребенку уже мало только ползания. Он развивается дальше. Теперь он стремится забираться на скамеечки, табуретки, стулья. Эти предметы должны быть возле него. А вы должны следить за малышом. Пусть он взбирается на скамеечку в вашем присутствии. Немного подстраховывайте ребенка, чтобы он не ушибся, если сорвется с табуретки.

Взбираясь на стулья и скамейки, ребенок следует инстинкту. Это нужно для развития ребенка, поэтому не препятствуйте ему. Положите возле стула несколько подушек, чтобы ребенок, падая, не ушибся.

Вначале ребенок стоит всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое, более трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стул, за который перед этим держался, и постепенно научается длительно устойчиво стоять без опоры.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги и не умея еще устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает, и так несколько раз подряд.

К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, спокойно вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками. В девять-десять месяцев он быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре уже может ходить вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Перед тем, как начнете учить ребенка ходить самостоятельно, задумайтесь, пришло ли нужное время. Дело в том, что порно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с прямохождением. Поэтому, чтобы способствовать скорейшему развитию опорно-двигательного аппарата малыша, не ограничивайте, а наоборот, поощряйте его ползание, так как оно лучше любых тренажеров и гимнастик развивает мышечную систему ребенка.

Подготовка

У ребенка должна быть соответствующая обувь. Вязаные носочки и мягкие туфельки уже не подходят. Предпочтительнее обувь кожаная - то есть легкая и достаточно жесткая. В такой обуви ребенок будет чувствовать себя устойчивее, а значит, и увереннее.

Обратите внимание на тот пол, на котором ребенок учится ходить. Пол не должен быть очень гладким и, естественно, скользким. В противном случае ребенок будет слишком много падать. Кроме опасности травмы, возникает еще и другая опасность: ребенок может потерять уверенность в себе.

Осмотрите подошву тех ботиночек, что вы купили для ребенка. Если вам кажется, что она чересчур гладкая и будет скользить при ходьбе, обработайте подошву наждачной бумагой или замените обувь.

Осмотрите критически то место, где будет учиться ходить ваш ребенок. Пол здесь должен быть ровный, без порожков. Уберите коврики и половики, чтобы ребенок о них не спотыкался. Помните об опасной близости острых углов мебели. Падая, ребенок может удариться об острый угол.

Замечено, что использование детских ходунков замедляет развитие и ребенок начинает ходить позже, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Ребенок не умеет ходить самостоятельно в 1 год, ищем причину!

Если ребенок в 1 год еще не пошел самостоятельно (хотя бы 2-3 шага без поддержки), плохо ходит или не пытается ходить с поддержкой, стоит или ходит, приподнимаясь на носочки - необходима срочная консультация детского невролога.

Учим ребенка ходить самостоятельно

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не ранее, чем он научится уверенно стоять с поддержкой. Следите за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

Даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, он уже скоро станет ходить без опоры. Некоторые малыши не уверены в себе и не могут ходить самостоятельно лишь по этой причине. Помогите ему обрести уверенность, подзывайте к себе на расстоянии в 2 его шага, потом в 3 и более, если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать и не делать резких движений, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Малыш становится все активнее и вскоре вы не удержите его рядом с собой за ручку, вам придется постоянно бегать за ним и оберегать от неприятностей, встречающихся на пути, и вы с грустью будете вспоминать те моменты, когда он еще не умел ходить. Не торопитесь учить ребенка ходить самостоятельно, всему свое время.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш самостоятельно сделает первые шаги. Этот момент означает, что вскоре он будет без поддержки взрослых полноценно ходить и бегать, знакомясь с окружающим миром. Но для того чтоб это произошло, нужно помочь малышу. Узнавая, самостоятельно, сначала нужно добиться того, чтобы он уверенно стоял на ножках, не боясь упасть. Достижению этой цели могут поспособствовать упражнения и рекомендации, разработанные специалистами в этой области. Некоторые советы будет очень полезно взять на вооружение всем родителям.

Во сколько ходит ребенок самостоятельно?

Некоторые родители сильно переживают, что их малыш долго ползает и никак не начнет ходить, некоторые, наоборот, озабочены тем, что их ребенок слишком рано встал на ножки. Чтобы попросту не волноваться и развеять все сомнения по этому поводу, сначала нужно понять, как происходит этот процесс естественным путем.

Вскоре после рождения малыши начинают шевелить ножками и пытаться оттолкнуться от какой-либо поверхности. Это происходит еще неосознанно, на рефлекторном уровне.

В 5 месяцев дети продолжают попытки оттолкнуться от поверхности, на которую они опираются, если удерживать их в вертикальном положении. Примерно до 7 месяцев это занятие будет излюбленной забавой, до тех пор, пока ребенок не научится сидеть и ползать.

В 9 месяцев детишки опираются на подручные средства, пытаясь подняться на ножки. В этот период многие родители уже озабочены тем, как научить ребенка ходить. Однако в этом возрасте еще не все дети готовы к такому шагу. Только самые энергичные малыши самостоятельно передвигаются по квартире в 9 месяцев, придерживаясь за стоящую мебель. Более ленивые дети к этому возрасту учатся только стоять непродолжительное время без чьей-либо помощи.

В 11 месяцев малыши пробуют самостоятельно садиться и вставать. В этот момент родители могут водить своего ребенка за ручки, чтобы помочь ему быстрее научиться ходить.

В 1 год и 1 месяц большинство детей уже могут самостоятельно передвигаться. Однако делают это неуверенно и не очень быстро. Также не стоит волноваться, если до 1,5 лет ваш ребенок не предпринимает попытки к самостоятельному передвижению. Это считается нормой. О задержке развития можно говорить только в том случае, если достаточно взрослый ребенок (3 года) не ходит сам и не делает никаких попыток к этому. В этом случае родителям стоит незамедлительно обратиться к специалистам.

Все приведенные выше возрастные границы являются обобщенными. Поэтому не стоит пугаться, если ваш ребенок начал передвигаться сам раньше или немного позже указанного срока. Ведь всем известно, что одни дети развиваются быстрее, а другие - чуть медленнее. Родители могут только поспособствовать тому, чтобы быстрее научить ребенка ходить. Однако существует несколько факторов, почему ребенок не ходит.

Причины, по которым малыш не начинает ходить

  1. Страх падения. Это самая распространенная причина, по которой ребенок не начинает ходить. Возможно, когда малыш впервые пробовал встать на ножки и пройтись, он упал и ударился. Естественно, ему было больно, и он теперь не хочет повторения подобного. Поэтому использует самый знакомый и безопасный способ передвижения - ползание, а не ходьбу на ножках, которая причинила ему вред.
  2. Детская лень. Это вторая по распространенности причина, мешающая ребенку научиться ходить. Детям нравится познавать окружающий мир и предметы. Конечно, ходьба позволяет делать это быстрее и охватить большее количество вещей, поэтому малыши с удовольствием встают на ножки. Но вскоре им это занятие надоедает, они начинают лениться, особенно если площадь для изучения ограниченна или остается неизменной. Например, с ребенком гуляют только на детской площадке или ходят по одному маршруту. Конечно, здесь нет никакой мотивации, и у родителей сразу возникает вопрос: «Как научить ребенка ходить?» А малыш, вроде, как и умеет передвигаться на ножках, но со временем понимает, что делать это ползком ему гораздо быстрее и не так утомительно.
  3. Ходунки как опора. В настоящее время у родителей стало очень популярным такое приспособление как ходунки. Конечно, это удобно: посадил в них малыша - и он сам бегает в них по квартире. Однако родители не задумываются о том, что ребенок может очень сильно к ним привыкнуть и начать бояться ходить без них.
  4. Видимой причины нет. Если непонятно, почему ребенок боится ходить, то здесь, скорее всего, для решения этой проблемы стоит обратиться за помощью к специалисту. Возможно, все дело в задержке развития или другой патологии.

Что делать родителям в каждом конкретном случае?

  1. Страх падения. Если вы выяснили, что ваш ребенок не начинает ходить из-за того, что он боится упасть, то обязательно поддержите его в этом нелегком для него деле, станьте ему надежной опорой. Дети помнят свой первый негативный опыт, но нужно сделать так, чтобы малыш его забыл. Сделайте ходьбу веселым занятием - учите ребенка под веселые песенки или добрые стихи. Сначала при ходьбе держите малыша за руку, потом постепенно вытаскивайте пальцы, пока у ребенка в руке не останется один ваш палец. Пройдет время, и вы увидите, что ваше чадо пойдет самостоятельно без вашей помощи. Отнеситесь к маленькому человечку с заботой и пониманием, следите за каждым его движением, при необходимости страхуйте от падения, но только делайте это ненавязчиво. Если вы видите, что ваш ребенок категорически отказывается ходить, не стоит давить на него и заставлять вставать на ножки. Придет время - и он сам решится на этот шаг. В вопросе, как научить ребенка ходить, спешка не нужна. Только терпение и еще раз терпение.
  2. Детская лень. Если ваш малыш из хитрых детей, для которых передвижение ползком быстрее и проще, то прибегните к тому же методу - хитрости. Используйте любимые игрушки вашего ребенка. Убирайте игрушки повыше, чтобы у малыша был стимул встать на ножки и дотянуться до них. Повторяйте эту уловку до тех пор, пока ребенок не перестанет лениться и не начнет ходить.
  3. Ходунки как опора. Ходунки мешают естественному развитию детей. Если пользоваться этим приспособлением постоянно, то ребенок привыкнет ходить только с ними, а значит, будет бояться вставать на ножки без них. Поэтому лучше вообще не пользоваться ходунками. Но если ваш малыш уже привык к ним, то постепенно сокращайте время пребывания в них до полного отказа.

Чего не следует делать при обучении ходьбе?

  • Не волнуйтесь сами. На первый взгляд малыши ничего не понимают, но на самом деле они все видят и чувствуют. Поэтому, если вы будете испытывать страх, ваш ребенок тоже начнет нервничать. Волнение уж точно не поможет ему научиться ходить.
  • Не ругайте ребенка. Малышу и так страшно начинать ходить, а если вы будете кричать на него, то он только получит дополнительный стресс.

  • Занимайтесь физическим развитием ребенка. Дети, которых водили на массаж или приучили делать зарядку, намного быстрее начинают вставать на ножки.
  • Хвалите ребенка. Любому человеку будет приятно услышать ласковое слово в свой адрес, а уж для ребенка похвала тем более является мощным двигателем.
  • Расширьте границы передвижения. Дети, в распоряжении которых есть только манеж, ходунки или маленькая квартира, либо теряют интерес к ходьбе, либо начинают бояться передвигаться на более просторных территориях.
  • Покажите других детей как пример. Если вы ищете ответ на вопрос, как быстро научить ребенка ходить, то просто как можно чаще выводите его на прогулку, на детскую площадку. Малыши в этом возрасте все повторяют за всеми. Поэтому, если ребенок увидит, как другие дети бегают и ходят, то тоже захочет делать сам так, как они.

Это не все советы, которые могут вам помочь научить ребенка ходить. Есть еще несколько конкретных рекомендаций, которые каждому родителю стоит взять на вооружение.

Лежание на животе

Перед тем как приучить ребенка ходить, стоит заранее подготовить его мышцы к предстоящей нагрузке. Для этого малыш должен лежать на животе. Это укрепляет мышцы шеи и спины, которые непосредственно задействованы во время ходьбы. Сделайте так, чтобы ваш ребенок лежал на животе около 30 минут в день (либо сразу, либо через какие-то промежутки времени).

Переворачивание с боку на бок

Эта процедура также способствует развитию мышц шеи и спины, однако в этом случае будут задействованы еще мышцы рук и ног, которые помогают малышу научиться держать спинку. Если ребенок не хочет переворачиваться с боку на бок, можно прибегнуть к одной хитрости. Сначала удерживайте любимую игрушку над малышом, потом перемещайте ее в одну сторону, пока ребенок не развернется. Затем игрушку можно передвинуть в другую сторону. Эту процедуру можно повторять несколько раз. Поощряйте любые попытки ребенка перевернуться с боку на бок.

Движение = развитие

Как научить ребенка ходить? Конечно, сидя на одном месте, ничего нельзя добиться, нужно постоянно двигаться. Примерно в 4 месяца дети уже начинают пытаться сидеть в подушках или с помощью взрослых, в 6 месяцев они могут сидеть самостоятельно. Помогайте малышу садиться, осторожно подтягивая его за ручки. Когда ребенок станет постарше, стимулируйте его поворачиваться в разные стороны в положении сидя. Это можно сделать, опять же, с помощью любимой игрушки, положив ее подальше.

Укрепляем мышцы ног

Чтобы малыш уверенно держался на ножках, конечно, нужно укрепить мышцы. Это можно сделать, выполняя следующие упражнения. Обычно в 7-12 месяцев дети справляются с ними.

Пусть ребенок встанет на ножки, держась за что-нибудь (например, за вашу ногу или мебель), следите за тем, чтобы он как можно дольше удерживал равновесие в таком положении. Также можно предложить малышу попрыгать, держась за вас. Очень важно научить ребенка сгибать колени, чтобы он не растерялся и мог знать, как опуститься обратно на пол.

Правильная обувь

Если ребенок будет носить правильную обувь, ему будет легче научиться ходить. Конечно, в удобной обуви проще передвигаться любому человеку.

Как бы странно это ни звучало, но в конце дня нога немножко увеличивается в размерах. Поэтому за первой парой обуви лучше отправиться вечером, чем в первой половине дня. Пусть малыш немного походит по магазину, помогите ему в этом. Убедитесь, что обувь нигде не жмет, не вызывает раздражения и покраснений. У выбранной вами обуви обязательно должна быть высокая, достаточно твердая пятка, упругая подошва с супинатором и удобная застежка.

Дома можно обходиться без обуви. Ходьба босиком полезна, закаляет малыша. Если вы боитесь, что ребенок может простудиться, купите ему специальные носочки, у которых есть прорезиненная подошва. Она не даст малышу поскользнуться и упасть.

Родитель - надежная опора

Самостоятельность - это хорошо. Но ребенку будет проще научиться ходить, если мама или папа будут находиться рядом в этот момент и помогать ему. Станьте для малыша надежной опорой, держите его за ручки, пока он учится ходить.

Теперь вы знаете, как правильно научить ребенка ходить. Но помните, что малышу наверняка понадобится ваша забота и поддержка. Отнеситесь к нему с пониманием, окружите любовью и не торопите его в этом нелегком для него деле.

Понравилась статья? Поделитесь ей