Контакты

Бытие гл 6. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время

Про-чти-те от-ры-вок из ле-ген-ды и опре-де-ли-те, к какой из дан-ных тем он от-но-сит-ся. В от-ве-те на-пи-ши-те букву, ко-то-рой обо-зна-че-на эта тема.

Гос-подь уви-дел, что ве-ли-ко раз-вра-ще-ние людей на земле, и что мысли и по-мыш-ле-ния серд-ца их были зло во вся-кое время; каж-дый из-вра-тил путь свой на земле. Тогда Бог ска-зал: «Ис-треб-лю с лица земли всех людей, ко-то-рых Я со-тво-рил... ибо Я рас-ка-ял-ся, что со-здал их».

Ной же обрёл бла-го-дать пред очами Гос-по-да. Бог об-ра-тил-ся к нему и ска-зал: «Я ис-треб-лю их с земли. Сде-лай себе ков-чег из де-ре-ва гофер; от-де-ле-ния сде-лай в нём и осмо-ли его смо-лою внут-ри и сна-ру-жи... И вот, Я на-ве-ду на землю потоп вод-ный, чтобы ис-тре-бить вся-кую плоть под не-бе-са-ми, в ко-то-рой есть дух жизни; всё, что есть на земле, ли-шит-ся жизни. Но с тобою Я по-став-лю завет Мой, и ты войдёшь в ков-чег, и сы-но-вья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».


Каж-дая из ил-лю-стра-ций, при-ведённых ниже, от-но-сит-ся к одной из ука-зан-ных в пе-реч-не тем. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между те-ма-ми и ил-лю-стра-ци-я-ми: к каж-дой теме под-бе-ри-те по одной ил-лю-стра-ции.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

По-яс-не-ние.

А) Ва-ви-лон-ское цар-ство - дво-рец На-ву-хо-до-но-со-ра (ил-лю-стра-ция 4).

Б) Древ-няя Па-ле-сти-на - па-де-ние Сам-со-на (ил-лю-стра-ция 3).

В) Древ-няя Индия - храм Ак-шур-д-хам (ил-лю-стра-ция 1).

Г) Древ-ний Рим - по-еди-нок гла-ди-а-то-ров с ди-ки-ми зверь-ми (ил-лю-стра-ция 2).

Таким об-ра-зом, А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2.

Ответ: 4312.

Ответ: 4312

Про-чи-тай-те спи-сок слов и на-пи-ши-те слово, от-но-ся-ще-е-ся к вы-бран-ной Вами теме.

Сан-скрит, Янцзы, сады Се-ми-ра-ми-ды, Пер-сей, пат-ри-ции, исход ев-ре-ев из Егип-та.

Объ-яс-ни-те смысл этого слова.

По-яс-не-ние.

1. Со-от-вет-ствие тем и слов: для темы А - сады Се-ми-ра-ми-ды, Б - исход ев-ре-ев из Егип-та, В - сан-скрит, Г - пат-ри-ции.

2. Объ-яс-не-ние смыс-ла слов:

сады Се-ми-ра-ми-ды - одно из Семи чудес света, ви-ся-чие сады в Ва-ви-ло-не;

исход ев-ре-ев из Егип-та - бег-ство ев-ре-ев из еги-пет-ско-го плена;

сан-скрит - древ-ней-ший, со-хра-нив-ший-ся до наших дней язык ин-до-ев-ро-пей-цев;

пат-ри-ции - ро-до-вая ари-сто-кра-тия Древ-не-го Рима.

Со-дер-жа-ние смыс-ла слова может быть рас-кры-то в иных фор-му-ли-ров-ках.

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

Про-чи-тай-те спи-сок со-бы-тий (яв-ле-ний, про-цес-сов) и на-пи-ши-те со-бы-тие (яв-ле-ние, про-цесс), ко-то-рое от-но-сит-ся к вы-бран-ной Вами теме.

По-яв-ле-ние долж-но-сти на-род-но-го три-бу-на, стро-и-тель-ство сту-пен-ча-той пи-ра-ми-ды Джо-се-ра, со-зда-ние поэм «Ма-хаб-ха-ра-та» и «Ра-ма-я-на», укреп-ле-ние го-су-дар-ства при царе Со-ло-мо-не, прав-ле-ние Вал-та-са-ра, стро-и-тель-ство Кнос-ско-го двор-ца.

Ис-поль-зуя зна-ния по ис-то-рии, рас-ска-жи-те об этом со-бы-тии (яв-ле-нии, про-цес-се). Ваш рас-сказ дол-жен со-дер-жать не менее двух ис-то-ри-че-ских фак-тов.

По-яс-не-ние.

Пра-виль-ный ответ дол-жен со-дер-жать сле-ду-ю-щие эле-мен-ты:

1) со-от-вет-ствие тем и со-бы-тий (про-цес-сов, яв-ле-ний): для темы А - прав-ле-ние Вал-та-са-ра; Б - укреп-ле-ние го-су-дар-ства при царе Со-ло-мо-не; В - со-зда-ние поэм «Ма-хаб-ха-ра-та» и «Ра-ма-я-на»; Г - по-яв-ле-ние долж-но-сти на-род-но-го три-бу-на;

2) рас-сказ об ука-зан-ном со-бы-тии (про-цес-се, яв-ле-нии)

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

За-штрихуй-те на кон-тур-ной карте один четырёхуголь-ник, об-ра-зо-ван-ный гра-дус-ной сет-кой (па-рал-ле-ля-ми и ме-ри-ди-а-на-ми), в ко-то-ром пол-но-стью или ча-стич-но рас-по-ла-га-лась стра-на, ука-зан-ная в вы-бран-ной Вами теме.

По-яс-не-ние.

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство - крас-ный.

Б) Древ­няя Па­ле­сти­на - чер-ный.

В) Древ­няя Индия - жел-тый.

Г) Древ­ний Рим - синий.

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

Ис-поль-зуя зна-ния ис-то-ри-че-ских фак-тов, объ-яс-ни-те, как при-род-но-кли-ма-ти-че-ские усло-вия по-вли-я-ли на за-ня-тия жи-те-лей этой стра-ны?

По-яс-не-ние.

Вли-я-ние ге-гра-фи-че-ской среды на за-ня-тия и быт людей в древ-них клас-со-вых об-ще-ствах

ТИПЫ ГЕО-ГРА-ФИ-ЧЕ-СКОЙ СРЕДЫ
Древ-не-во-сточ-ный
(до-ли-ны боль-ших рек)
Древ-не-гре-че-ский Древ-не-ита-лий-ский
Зем-ле-де-лие Зем-ле-де-лие (зер-но-вое хо-зяй-ство ово-ще-вод-ство, ви-но-гра-дор-ство) стало глав-ным за-ня-ти-ем под вли-я-ни-ем бла-го-при-ят-ных фак-то-ров:

1) жар-кий кли-мат;

2) мяг-кие и пло-до-род-ные почвы;

3) пол-но-вод-ные реки (раз-ли-вы, вос-ста-нав-ли-ва-ю-щие пло-до-ро-дие почв; воз-мож-но-сти для оро-ше-ния). Не-бла-го-при-ят-ные для зем-ле-де-лия фак-то-ры:

1) от-сут-ствие до-ждей в пе-ри-од со-зре-ва-ния зла-ков;

2) пе-ре-на-сы-ше-ние вла-гой одних участ-ков и не-до-ста-точ-ное на-сы-ще-ние ею дру-гих в ре-зуль-та-те раз-ли-ва.

Жар-кий кли-мат бла-го-при-ят-ство-вал ви-но-гра-дар-ству и олив-ко-вод-ству. Не-бла-го-при-ят-ные для зер-но-во-го хо-зяй-ства фак-то-ры:

1) не-пло-до-род-ные почвы;

2) ма-ло-зе-ме-лье,

3) за-су-ха в пе-ри-од со-зре-ва-ния хле-бов;

4) от-сут-ствие рек, при-год-ных для оро-ше-ния.

Жар-кий кли-мат, оби-лие (срав-ни-тель-но с Гре-ци-ей) зе-мель, год-ных для об-ра-бот-ки, рав-но-мер-но вы-па-да-ю-щие осад-ки бла-го-при-ят-ство-ва-ли вы-ра-щи-ва-нию зер-но-вых, ви-но-гра-да, оли-вок, ово-щей и фрук-тов.
На раз-ви-тие зем-ле-де-лия боль-шое вли-я-ние ока-за-ло по-яв-ле-ние же-лез-ных ору-дий
Ско-то-вод-ство Раз-ви-тию ско-то-вод-ства бла-го-при-ят-ство-ва-ло оби-лие ди-ко-рас-ту-щих рас-те-ний, шед-ших на корм жи-вот-ным
Корма (в том числе ди-ко-рас-ту-щие) были в из-быт-ке. Это спо-соб-ство-ва-ло раз-ве-де-нию раз-лич-ных жи-вот-ных: быков, ослов, буй-во-лов, овец, коз, сви-ней и др. Кор-мов для круп-но-го ро-га-то-го скота не хва-та-ло. Мел-кий скот пасся на скло-нах гор, объ-едая ку-стар-ни-ки и низ-ко-рос-лые де-ре-вья. Корма были в из-быт-ке (скот пасся на под-нож-ном корму круг-лый год).
Ре-мес-ла На-ли-чие по-лез-ных ис-ко-па-е-мых (глины, камня, руд) спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию гон-чар-ства, стро-и-тель-ства, об-ра-бот-ки ме-тал-лов
Обмен Су-до-ход-ные реки спо-соб-ство-ва-ли раз-ви-тию об-ме-на между раз-лич-ны-ми об-ла-стя-ми стра-ны. В Южном Меж-ду-ре-чье при-род-ные усло-вия спо-соб-ство-ва-ли со-зда-нию хо-зяй-ства, в ко-то-ром одни про-дук-ты (зерно, фи-ни-ки, шер-стя-ные ткани) про-из-во-ди-лись в из-быт-ке и ча-стич-но пред-на-зна-ча-лись для об-ме-на на дру-гие, вы-ве-зен-ные из чужих стран (ме-тал-лы, лес, ка-мень). Гор-ный ре-льеф за-труд-нял меж-об-ласт-ной обмен по суше. Мор-ское по-ло-же-ние, бухты и ост-ро-ва бла-го-при-ят-ство-ва-ли раз-ви-тию об-ме-на между раз-лич-ны-ми об-ла-стя-ми и с дру-ги-ми стра-на-ми. При-род-ные усло-вия спо-соб-ство-ва-ли со-зда-нию хо-зяй-ства, в ко-то-ром вино, масло и ре-мес-лен-ные из-де-лия про-из-во-ди-лись для об-ме-на на зерно, рабов и т. д. Мор-ское по-ло-же-ние бла-го-при-ят-ство-ва-ло раз-ви-тию тор-гов-ли. Од-на-ко не-зна-чи-тель-ное число ост-ро-вов близ бе-ре-гов Ита-лии за-труд-ня-ло мо-ре-пла-ва-ние. У рим-лян обес-пе-чен-ность пло-до-род-ны-ми зем-ля-ми и сы-рьем не вы-зы-ва-ло острой не-об-хо-ди-мо-сти в об-ме-не с со-сед-ни-ми на-ро-да-ми. По-это-му рим-ля-не пер-во-на-чаль-но мо-ре-пла-ва-те-ля-ми не были (до III в. до н.э.)
Быт Одеж-да срав-ни-тель-но с се-вер-ны-ми стра-на-ми была более лег-кой, остав-ля-ла от-кры-той зна-чи-тель-ную часть тела. Окна в жи-ли-щах были не-ве-ли-ки (ино-гда от-сут-ство-ва-ли), что со-зда-ва-ло внут-ри дома про-хла-ду и су-мрак. Люди про-во-ди-ли много вре-ме-ни во внут-рен-нем дво-ри-ке, в саду подле дома, на его крыше. Вста-ва-ли рано, в жар-кие

часы дня от-ды-ха-ли

Когда Бог смотрел на созданный Им мир, Он был счастлив – все было прекрасным!

Но, прошло время… Адам с Евой покинули Эдемский сад из-за своего непослушания. Бог увидел, что всюду распространились зло, болезни и смерть.

Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога. Люди стали очень злыми и гордыми.

Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю. Апостол Петр назвал его «проповедником правды» (2 Петра 2:5). Дух Божий обитал в сердце Ноя. Он очень любил Бога.

Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: «Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил… ибо Я раскаялся, что создал их».

Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: «Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи… И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою».

Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег. Он часто говорил окружающим людям, что скоро начнется потоп, который истребит весь мир, и призывал их покаянию от злых дел и к обращению к Богу. Но никто не хотел слушать его, они только смеялись.

Но однажды, случилось нечто необыкновенное. Ковчег был уже построен, вся подготовка к большому плаванию была завершена. Людям, которые стояли вокруг ковчега и смеялись над Ноем, пришлось со страхом расступиться. Они увидели животных, парами приближающихся ко входу ковчега.

Мирно и спокойно в ковчег входили большие слоны и грозные львы, медленные черепахи и пугливые зайчики. Никто никого не трогал, никто никому не мешал. Все животные заходили в ковчег, а Ной и его семья помогали им разместиться в нем. Люди вокруг перестали смеяться, они с удивлением наблюдали за чудом, которое происходило.

Когда же звери вошли, Ной в последний раз окинул вопрошающим взглядом толпу людей. «Теперь ваша очередь. Бог хочет спасти вас от страшного потопа. Место найдется для всех…»

Но толпа молчала, никто не тронулся с места. Ной и его семья с грустью в глазах скрылись в ковчеге. Ангелы прочно закрыли за ними дверь, так, что никто сам не смог бы ее отпереть..

Приближалась большая катастрофа, но все, кто доверились Богу и заняли место в ковчеге, были в безопасности.

Милосердный Господь знал, как уберечь верную семью Ноя и вошедших животных. Он знает, как спасти каждого из нас!

В рассказе использован материал:

  • Библия, книга Бытие 6:5-22;
  • Текст детской иллюстрированной Библии (раздел «Потоп. Ной строит ковчег»),
  • Пособие по изучению Библии «Родничок» для детей 4-6 лет, из-во «Джерело Життя», К.- 2006, с. 24-31.

Для лучшего усвоения библейского рассказа, предлагаем вам несколько идей, которые можно воплотить вместе с детьми:

1. Поделка «Животные в ковчеге»

Необходимые материалы

  • лист бумаги синего или голубого оттенка для фона;
  • полосы коричневого картона или самоклеющейся бумаги (можно использовать плоские палочки от мороженного – около 7-8 штук);
  • наклейки с изображением различных животных (желательно – по паре животных);
  • вата или пластилин для изображения облаков и волн.

2. Пускаем ковчег в плавание

Необходимые материалы

  • тазик, или ванна с водой, или открытый водоем;
  • бумажный или игрушечный кораблик (можно сделать также из ореховой скорлупы);
  • фигурки или изображения животных, которых можно разместить внутрь корабля.

3. Строим ковчег из конструктора

1. Дайте возможность ребенку представить себя в роле Ноя, который строил свой ковчег в течении долгого времени.

2. Если ребенок старше 4-5 лет, постарайтесь соблюдать примерные пропорции корабля. Для этого можно измерять линейкой примерно такие размеры: 27*5*3 см, или 41*7*4 см (можно варьировать результаты, умножая каждую величину на 2 или на 3).

3. Разместите в ковчег фигурки животных (можно нарисовать на картоне или изготовить из природного материала или того же конструктора)

4. Также можно выйти в открытое пространство и измерять настоящие размеры ковчега: длина – около 137 м., ширина – около 23 м, высота – около 14 м. (это приблизительно высота 6-тиэтажного дома!).

5. Ознакомьте ребенка с настоящими строительными инструментами (молоток, гвозди, шурупы, гайки, отвертки и т.д.), объясните роль каждого, попробуйте вместе смастерить или починить что-либо.

6. Посетите строительную площадку и понаблюдайте за процессом строительства. Обсудите разницу, между современной постройкой и строительством Ноя.

7. Посетите зоопарк или посмотрите документальный фильм о животных. Обсудите, какие животные оказались в ковчеге по паре, а каких было в нем по 7 штук? Как Библия отличает чистых (кошерных) животных от нечистых (Книга Левит 11:3)?

8. Смастерите ковчег для своей семьи, накинув на стол длинное покрывало. Соберите вокруг себя мягкие игрушки- животных. Сидя под столом поразмышляйте о том, как чувствовала себя семья Ноя в ковчеге. Хотели бы вы оказаться на их месте? Поблагодарите Бога, за то, что у Него есть план о том, как спасти и позаботиться о каждом из нас!

9. Разучите песню о Ное и потопе:

1. Бог велел Ною построить ковчег
Приготовься плыть каждый человек,
Чтоб страшные волны большого суда
Вас не застали врасплох никогда.

Припев:

Пилим-пилим, прибиваем дерево / 3 р.
Так строил Ной очень быстро.
Гав-гав, кря-кря, ш-ш, му-у / 3р.
Парами животные шли к кораблю

2. Но вот пришла вода, затопив всё вокруг
Люди на земле начали тонуть,
Но мудрый Ной был Богом спасён
С животными и со своею семьей.

Перевод песни на украинский язык:

1. Бог у видінні звернувся до Ноя
Й сказав збудувати йому корабель,
Бо хоче очистити землю водою
Ковчег порятує ж тварин і людей.

Приспів:
Пилки й молотки працюють: тук-тук / 3р.
Будує Ной ковчег, усім чути звук.

Гав-гав, кря-кря, ш-ш-ш, му / 3р.
Парами тварини в ковчег вже ідуть.

2. Та ось прийшла вода, всі почали тонути
Хто був не в ковчезі, той міг у нім бути.
Бо всіх кликав Ной, а вони лиш сміялись
Сім`я ж Ноя й звірі усі врятувались.

3. Так врятував Бог всіх вірних людей:
Ноя, дружину і їхніх дітей
Раділи усі: Бог веселку їм дав
І Свій заповіт Він із ними уклав.

Надеемся, предложенные идеи помогут вашим детям полюбить историю о Ное и о Божьем плане спасения для его семьи!

Знакомьте своих детей с Библией с самого раннего возраста, ведь именно в ней находится кладезь мудрости и Божьей к нам любви!

«Видев же , – говорит Писание, – Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли» . Что значат слова: «видев же» ? Не то, чтобы не знал Господь; нет: божественное Писание повествует обо всем приспособительно к нашей немощи. Чтобы вразумить нас, что эти люди, и после столь великого долготерпения Божия, оставались в тех же грехах или впадали вновь еще в большие, оно говорит: «видев же, яко умножишася злобы человеков на земли» . От этого злого дела, как от источника, рождались у них и многие другие грехи; поэтому и говорится: «злобы человеков» . Где блуд, невоздержная и нечистая жизнь, там естественно рождается и пьянство, и бесчинство, и великая несправедливость, и лихоимство, и множество зла. «Видев же , – сказано, – «Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни» .

Смотри, как здесь каждое слово указывает на множество грехов. Сказав вообще: «яко умножишася злобы человеков на земли» . Писание присовокупило: «и всяк» . Многозначительно это слово. Не только юноша (грешит), но и старец делает подобное ему; не только муж, но и жена; не только раб, но и свободный; не только богатый, но и бедный. И слово: «помышляет» также многозначительно. Они, то есть, делают это. Не урывками, но размышляя в сердце, каждый час стремясь к этому и нарочито заботясь об этом, – не то, что раз или два, просто и случайно, увлекшись грехом, оставляют потом нечестие, но прилежно упражняются в нем и делают злое; то есть, грех совершается ими с большим тщанием, не мимоходом, не небрежно и не в короткое время, но все дни, в течение всей их жизни. Видел ты усиление нечестия? Видел, как они сделали это своим занятием, прилежно совершая всякого рода зло, и как всякий возраст охотно стремился к деланию зла? «Всяк» , говорит (Писание); не было незрелого и непричастного злу возраста, но все тотчас и с самого начала соревновались в этом злом подвиге, стараясь превзойти друг друга в беззаконных делах. Представь же теперь необычайную мудрость праведника, когда он, среди такого единомыслия злых людей, мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но как бы имея другую природу, сохранил твердость духа и, по собственному изволению устремившись к деланию добра, уклонился от греховного единомыслия с ними, и избавился от постигшей всех погибели.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 22.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 5-8, 13-16, 18-20, 7:2-3 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли

Когда таким образом роды смешались одни с другими и все уклонились к необузданному греху, тогда увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время , или раскаялся, по другому переводу, разумею Акилы, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа (Быт. 6:5-8) . Понимаешь ли, что Бог решил истребить всякого человека? Поскольку же Ной украшен был подвигами благочестия, то его одного пощадил Бог и не погубил с другими, а спас со всем домом. И говорит ему: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье] (Быт. 6:13-16) . И немного спустя еще: и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского (ст. 18-20 ; ср.: 7:2-3). Итак, когда все это было исполнено, как повелел Бог всяческих, погублена была всякая плоть, так как всю поднебесную наводнили дожди и ливни и стремительнейшие потоки вод, посланных свыше и с неба. Ковчег же плавал на поверхности, имея грузом своим души праведных. А когда воды немного опали, то остановился ковчег, сказано, по прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему (8:4 и 6-12) . Таким образом, он понял наконец, что вся вода иссякла на земле, и что земля снова стала сухою, равно как и то, что находится на ней. Когда же он вместе с детьми своими и со всеми собранными в ковчег вышел из него и увидел землю освобожденною от вод, он тотчас воздвиг жертвенник и постарался принести во всесожжение чистых и нескверных из скота и пернатых, вознося, как я думаю, благодарственные жертвы спасшему его Богу. Когда это совершено было, сказано И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (ст.21-22) . А кроме того еще И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они (9:1-2) .

Когда таким образом слово наше достигло сего, состоя в изложении буквального смысла и истории, то с этой стороны, как я думаю, совершенно ничего не опущено. Теперь по следам сказанного, проводя сокровенное внутри его умозрение, исследуем таинство Христа и покажем - как образ совершенного чрез Него спасения - самого Ноя и относящееся к ковчегу мудрое и неизреченное домостроительство. Итак, Ной Рожден Ламехом, не тем, который убил мужа и юношу, но одноименным ему, происшедшим от Сифа. И Господь наш Иисус Христос произошел от Израиля, святого ради отцов, но от народа, единонравного Ламеху и единомышленного убийце и даже одноименного убийце. В одном месте сказано иудеям: Кого из пророков не гнали отцы ваши ? (Деян. 7:52) . И от Христа: дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23:32) . А также и устами Исаии сказано: И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1:15) . Затем Ной - одиннадцатый от Адама. В свою очередь и Христос родился по плоти как бы в крайнее и одиннадцатое время и начал домостроительство нашего спасения. Что все это так было и истинно, в том можешь быть убежден от Священных Писаний. Нанимавший делателей в виноградник за вознаграждение в одиннадцатом часу взывал к некоторым, а это были язычники: что вы стоите здесь целый день праздно? Когда же они откровенно сказали: никто нас не нанял, - ибо прежде пришествия Спасителя нашего никто не призывал язычников к богопознанию, - Он благостно и милосердно говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите (Мф. 20:6-7) . И закон, данный чрез Моисея, повелел совершать заклание агнца вечером и при светильниках (Исх. 29:39 и ; Чис. 28:4 и др.): ибо, когда время приходило уже как бы к самому западу и едва не сокращался настоящий век, Единородный - Слово Божие соделался человеком и претерпел за всех заклание, освобождая от наказания и осуждения и делая уверовавших весьма далекими от всякого страха за сие. Сам Он есть истинный Ной, то есть правда и покой: так толкуется это имя; ибо мы оправданы, по Писаниям, не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости (Тит. 3:5 ; Рим. 3:24) . Итак, Христос соделался для уверовавших правдою и покоем, если истинно сказанное: Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились …и Господь возложил на Него грехи всех нас, по слову пророка (Ис. 53:5-6) . Таким образом, поскольку Христос пострадал за нас плотию, мы блаженны и достойны соревнования. Что же? Ужели не к тому мы призваны? Ужели не наслаждаемся небесных дарований и не обогащаемся причастием их, и, свергши неудобоносимое бремя греха, не успокаиваемся наконец в благоденствии духовном? Он Сам призывал нас к сему, говоря: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28-29) . Что Христос имел упокоить нас, об этом и Архангел Гавриил предвозвещал Святой Деве, говоря: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Лк. 1:30-31 ; Мф. 1:21) . А также и божественные пророки точно предвозвещали имевший чрез Него быть покой. Так один из них говорил: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей (Соф. 3:16-17) . Исайя же едва не наглядно представляет дело, говоря: Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей (Ис. 35:3-4 ; 40:10-11). Итак, Христос соделался для нас правдою и покоем; Он же спас нас и от земли, которую проклял Господь Бог: ибо это говорил нам о Ное Ламех, пророчествуя (Быт. 5:29) . Не сомнительно же, что вина преступления Адамова разрешена опять во Христе; ибо Он был за нас клятвою , согласно написанному (Гал. 3:13) , избавляя землю от древнего проклятия. Чрез Него, говорим, Отец и Бог все восстановил в древнее состояние; и древнее прошло, но кто во Христе , [тот] новая тварь, теперь все новое (2 Кор. 5:17) . Он есть второй Адам, послушанием ниспровергающий вину первозданного, разумею вину, бывшую в начале, преслушание. Так мыслить угодно было и божественному Павлу, ибо он пишет так: Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5:19) . А Христос послушным был Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8) Как проклята была земля за бывшее в начале преступление Адамово, так стала благословенною за послушание Христово. Но Он искупил нас и иначе от земли, соделавшейся проклятою; ибо нова небесе и новы земли по обетованиям Его чаем , как сказал мудрый ученик Спасителя (2 Пет. 3:13 ; Апок. 21:1). Он же возобновил нам и восхождение на высоту и на небо (Евр. 10:20) ; и предтечею о нас (Евр. 6:20) вошел во святую землю, наследовать которую, по Его словам (Мф. 5:5) , имеют кроткие, то есть детоводимые к кротости евангельскими учениями. Закон повелевал обидчикам воздавать око за око, зуб за зуб и язву за язву (Исх. 21:24-25) . Нам же Христос говорит: Ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6:29 ; Мф. 5:39). Итак, Ной был одиннадцатый от Адама чрез Сифа и Еноса, которые начали призывать имя Господа своего (Быт. 4:26) по причине величайшего благочестия и боголюбезного жития. И Господь наш Иисус Христос, как передают святые Евангелисты, ведет свое родословие от Адама и до самого Иосифа, во всем, так сказать, святого, так как до него достигает родословие.

Но скажем теперь и о бывшем смешении, и взаимном слиянии родов, святого, говорю, и не такового, то есть скверного и гнуснейшего. Как происшедшие от Еноса, по прозванию бога, воспламенились любовию к дщерям человеческим, вследствие чего тотчас соделались инонравными и, решившись жить по их нравам и законам, стали недуговать отпадением ко всему наихудшему: так и происшедшие от семени Израиля пока проводили святолепное житие и были ревностнейшими подражателями прародительского благочестия, удаляли от себя всякий вид порочности и соблюдали в себе совершенно неповрежденною похвалу доброхвального жития. Когда же вошли в общение с сопредельными племенами (языческими), хотя закон и осуждал это, то вскоре исполнились присущей им мерзости, стали удобопреклонны и легко совратимы ко злу, и в чем самом дурном не могли быть изобличены? И вот что всего более странно: язычники, хотя и служили твари помимо Создателя и Творца и уклонились в заблуждение многобожия, однако с полною искренностью чтили демонские скопища; Израиль же, святой по происхождению свыше и от отцов, совершенно за неважное считал отступничество. Посему Бог устами святыми говорит ему: Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли [там] что-нибудь подобное сему? переменил ли какой народ богов [своих], хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2:10-13) . И еще: сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда. Для чего вам состязаться со Мною? - все вы согрешали против Меня, говорит Господь (ст. 28-29) . Они доходили до такой степени развращения мыслей, или лучше действий, что имели сообщение с женщинами, блудно живущими. Когда же они рождали, и когда нужно было тотчас же назнаменать младенцев признаками служения иудейского, именно обрезанием в восьмой день и жертвами при сем: тогда они уносили от освященного народа в дар нечистым демонам. И в этом-то смысле, как я думаю, сказано о них устами пророка: сынове чуждии рождены им (Пс. 17:46). Посему, так как святой род чрез соприкосновение с худшим был, наконец, поврежден и, что касается до качества и различия в мнении, образе жизни, и нравах, все это сведено было в нем к одному, то Зиждитель всяческих по справедливости решил погубить Израиль и все народы, существующие на земле. Но побеждаемый врожденною благостью, Он навел гнев, не равносильный грехам их. Дабы не совсем погиб род земной, Он предуказал чрез Ноя как бы оправдание в вере и отпущение чрез воду. Посему-то соделался человеком и с человеки поживе Единородный , согласно написанному (Вар. 3:38) , - истиннейший Ной, который в прообразе древнего оного и славного ковчега устроил Церковь. Входящие в нее избегают угрожающей миру погибели. Так и божественный Павел истолковывает таинство о ковчеге, говоря: Верою Ной… благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего (Евр. 11:7) , которым Он, как и Петр говорит, немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды, Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести (1 Петр. 3:20-21) . Каким образом был устроен ковчег? Сказано, длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху (Быт. 6:14-16) . А что такое устройство указывало на таинство Христа, хотя и очень неясно, это для всякого может быть явно, и очень легко, из того, что божественный Павел пишет к оправдываемым в вере, что он творит о них непрерывную молитву: могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3:18-19) .

Какой смысл размеров ковчега? Они представляют прямое и отчетливое указание на Святую и Единосущную Троицу, и на Единое Божество, имеющее целость и совершенство во всем. Это может видеть всякий указываемым в предлежащих числах, обращая внимание на то, что богодухновенному Писанию обычно делать символами совершенства те числа, которые имеют кругообращение в самих себе. Так, например, седмеричное число, начинаясь от первого, в субботе завершается в седьмом дне. Затем опять мы исчисляем дни по порядку, начиная от первого и доводя опять до седьмого. Подобным образом и достигши десятого числа, мы опять идем, начиная от первого в следующем десятке. Точно таким образом и на том же основании слагается и совершенное из совершенных число, то есть сто, состоящее из десяти десятков и имеющее кругообращение и возвращение опять к единице. Как я сказал, символом совершенства в Божественном Писании служит всякое число, как бы возвращающееся назад по достижении приличествующего ему и назначенного предела. Итак, усматривай же всесовершенство Святой Троицы как бы в трехстах локтей: ибо такова длина ковчега. А что совершенство совершенств, так сказать, есть Божество в единице, на это очень хорошо указывает широта, достигающая пятидесяти локтей, то есть как числа, состоящего из семи седмиц, с присоединением единицы, потому что естество Божества едино. Да и самая высота не иную порождает в нас мысль, как эту. Она достигает трех десятков локтей, но сокращается опять в одном самом верхнем и превысшем, ибо тридцать , сказано, высота его локтей, и в один локоть сведи его вверху (Быт. 6:15-16) . И Святая Троица, как бы расширяясь в три различия Ипостасей и собственных Лиц, так сказать, сокращается во едином естестве Божества. Эллины чтут путь заблуждения многобожия. Мы же, Отца и Сына и Святаго Духа, счисляя и полагая Их истинно в собственных Ипостасях, обыкли венчать единством естества. И в тождестве существа едва не собирая все к вершине, завершаем в одном локте долгий и широкий и высокий ковчег. Итак, спасает нас верою Христос и как бы в ковчег вводит нас в Церковь, в коей пребывая, мы избавимся от страха смерти и избегнем осуждения вместе с миром: ибо с нами праведный Ной, то есть Христос.

Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея.

Свт. Филарет (Дроздов)

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время

Дабы решительному суду Божию о первом мире дать образ справедливости и милосердия, вообще свойственный судам Божиим, Моисей изображает сперва крайнее растление человека и Божие о нем скорбение, а потом уже произносит самое определение суда Божия, с исключением Ноя (Быт. 6:7-8) .

И всякий образ помышлений сердца их одно зло во всю жизнь . Бог, яко первая причина всего, судит человека не по наружным действиям, но по их причинам и основаниям и находит повреждение самое глубокое, начинающееся от помышлений сердца ; повреждение самое пагубное, простирающееся отсюда на всю деятельность; повреждение всеобщее, простирающееся на все вырождения помышлений сердца . Таким образом, когда самые основания добра повреждены, то нет уже места исправлению, но только разрушению. Впрочем, сие изображение человеческого рода должно почитать изображением каждого человека, находившегося в числе погибших от потопа (Пс. 13:2-3) .

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни

После повествования об исполинах, рождавшихся в Каиновом потомстве, жены которого хотя и были красивы, но в сравнении с сынами Сифовыми слишком малорослы, Моисей говорит: Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли: и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни . Так в продолжении лет, данных для покаяния, люди прилагали грехи ко грехам. Умножишася злобы человеков на земли , то есть злоба распространилась в том и другом племени. Помышление сердец их было устремлено на злая во вся дни , потому что не временами только, но постоянно и во всякой час грешили, ни днем, ни ночью не переставая исполнять лукавое свое помышление.

Толкование на Книгу Бытия.

Сальвиан Марсельский

Ст. 5-7 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их

По мере того как росло и увеличивалось число людей, росло и их нечестие. Священное Писание говорит: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил (Быт. 6:5-6) . Рассмотрим, каким образом во всем этом проявляется как милость Божия, так и Его суровость. Во-первых, Писание говорит: И увидел Господь ; во-вторых: восскорбел в сердце Своем ; в-третьих: истреблю… человеков, которых Я сотворил . Итак, в том, что Бог называется всевидящим, явлена Его забота; в том, что Он скорбит, явлен ужас Его гнева; в том, что Он карает, - суровость Его суда. Ибо когда в Писании говорится: и раскаялся Господь, что создал человека на земле , имеется в виду не то, что Бог испытывает перемену состояний или подвластен страстям. Божественное слово, намекая на большую полноту истинного смысла Писания и обращаясь к нам как бы с человеческим волнением, обозначает именем раскаяния силу Божественного гнева; а Божественный гнев есть кара грешникам.

О правлении Бога.

Лопухин А.П.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время

«Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» Корень глубокого развращения предпотопного человечества указывается в повреждении сердца, а так как последнее, по библейскому воззрению, считается центральным средоточием всей сознательной деятельности человека, то и развращение его равносильно заражению самого источника жизни (Мф. 15:19).

Толковая Библия.

6:2 сыны Божий. Букв.: "сыны Всесильного". Принято считать, что это были либо потомки Сифа (согласно традиционному христианскому толкованию), либо ангелы (согласно раннему иудейскому толкованию и, возможно, 2 Пет. 2,4; Иуд. 6,7) или царственные наследники тирана Ламеха (согласно раввинскому толкованию II в. по Р.Х.). Все три толкования носят одинаково умозрительный характер. Первое из них более всего соответствует контексту, противопоставляющему обремененный проклятием род Каина благочестивому роду Сифа, однако оно не дает объяснения, почему слова "дочери человеческие" относятся к женщинам из Каинова рода. Второе истолкование известно с древних времен, но оно явно противоречит словам Иисуса о том, что ангелы не женятся и не выходят замуж (Мк. 12,25), и не объясняет, почему повествование сосредоточено только на смертных (ст. 3) и на их осуждении (ст. 5 7). Третье истолкование лучше всего объясняет фразу "какую кто избрал" (12,10 20; 20,1; 1 Цар. 11), однако ему недостает авторитета древних экзегетов.

увидели... красивы... брали. В древнееврейском тексте здесь стоят слова "хороши", "взяли". Умножение греха происходит по первоначальной схеме: "увидела", "хорошо", "взяла" (3,6).

6:3 Духу моему. Когда Бог отнимает Свой Дух, Его творение погибает. быть пренебрегаемым человеками. В некоторых древних рукописях "пребывать в человеках". В языках, родственных древнееврейскому, это слово означает "оставаться", и именно так оно интерпретировано в греческом и латинском переводах. сто двадцать лет. Возможно, это число указывает на промежуток времени между словами Бога и потопом (5,32; 7,6).

6:4 исполины. Букв.: "нефилимы"; их также называют "сильными людьми", "героями". Эти исполины наполнили землю злодеяниями (ст. 11; Чис. 13,32). Древнееврейский корень этого слова означает "падать", что, вероятно, подразумевает их сущность (см. ком. к 2,19.20).

сильные. Это же древнееврейское слово используется при описании Нимрода и его царства (10,8-11).

6:5 Данный стих и два последующих суммируют все, что сказано в предыдущих четырех стихах о моральной деградации допотопного человечества. сердца. См. Притч. 4,23. Библия часто использует понятие "сердце" как вместилище разума, чувств и устремлений человека.

6:6 раскаялся. Здесь Всевышнему приписываются чувства и переживания человека. Бог не может "раскаяться", поскольку само понятие раскаяния предполагает, в лучшем случае, признание своей неправоты, а в худшем вины. Но Библия написана таким образом, чтобы дать представление о невидимом посредством видимых явлений и известных понятий.

6:7 истреблю. Суд Бога над первым миром, просуществовавшим от сотворения до потопа, представляет собой пророческий образ грядущего суда над вторым миром, который начал свое существование после потопа и закончит его гибелью в огне (2 Пет. 3,5.6).

6:8 Ной. См. Рим. 11,3-6.

обрел благодать. Ной обрел благодать Божию не вопреки греху, а благодаря своей праведности (ст. 9), обеспечившей спасение его семье. Ной, единственный, поверил Господу и поступил так, как Он повелел (т.е. построил ковчег, ибо верил, что будет потоп); в этом смысле он предвосхищает Авраама и буквально подтверждает слова апостола Павла: "...праведный верою жив будет" (Рим. 1,17).

6:9 Этот стих излагает основание завета: Ной был праведен, и Бог утвердил Свой завет с ним, дабы сохранить Свое творение (ст. 18).

Вот житие Ноя. Сущность этого жития и его отличительная характеристика заключены в словах: "Ной ходил пред Богом". Это же залог праведности Ноя.

праведный. Здесь это слово встречается впервые. Следующее упоминание о праведности (но уже в несколько ином контексте) будет связано с Авраамом (15,6).

непорочный в роде своем. Непорочность Ноя (по причине грехопадения первых людей) не была абсолютной. ходил пред Богом. См. ком. к 5,22.

6:10 трех сынов. См. ком. к 5,32.

6:11 земля растлилась... наполнилась... злодеяниями. См. ком. к 4,26. Здесь под словом "земля" следует понимать "все живое".

6:13 конец всякой плоти пришел. Эти слова объединяют человека с животными общим понятием "плоть". Если Адам осознавал свою несхожесть с животными (см. ком. к 2,7; 2,20), то данный стих подчеркивает, что произошло уподобление человека иным тварям (см. ст. 7). Человек стал Homo sapiens и полностью перестал быть Homo spiritus (см. ст. 3).

6:14 ковчег... осмоли его смолою. Эти же слова в древнееврейском языке используются в Исх. 2,3 в рассказе о Моисее, которого Бог также предопределил для того, чтобы вывести новое человечество из осужденного мира.

6:15 сделай его так... Господь очень четко изложил Свой замысел в отношении постройки ковчега, а также скинии и храма. Ковчег сохранил семью завета от хаотичных вод; скиния и храм поддерживали народ завета среди "хаотичных" народов.

локтей. Локоть - приблизительно 44 см.

6:17 потоп водный. Потоп одновременно служит и для наказания, и для очищения мира.

Дух. См. ком. к ст. 3.

6:18-20 Бог сохранил Свое творение, истребив с лица земли только то, что, в силу своего растления, уже не было способно к жизни.

18 завет. Букв.: "обязательство". Первое упоминание о Божием завете связано с именем первого праведника.

сыновья твои... с тобою. Завет с Ноем включает не одного только Ноя, но всю его семью как прообраз будущего человечества. Дети Ноя были спасены благодаря праведности Ноя (7,1), точно так же Христовы "дети" будут спасены благодаря праведности Христа (Евр. 2,11-13). Здесь спасение обретается посреди вод потопа, что является прообразом крещения (1 Пет. 3,20.21).

6:19,20 из всех...от всякой. Эти стихи прямо связаны с 1,20 23 (6,18-20 и ком.).

6:22 Данный стих раскрывает суть праведности Ноя: он делал все так, как велел ему Бог.

Знает ли Бог будущее? Разве полное знание будущее не является тем же самым, что и предопределение? В Бытие 6:5-6 написано: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.”

Если Он уже знал, что случится, ещё до сотворения мира, как Он мог раскаяться? Я думаю, что логично будет сказать, что Бог знает разные альтернативы будущего, но не само будущее. По моему мнению, Писание говорит то же самое. Конечно же, делая предопределённый Божий план абстрактным.

Было задано несколько вопросов, и я отвечу по очереди на каждый. В большинстве своём, они появляются из-за неправильного понимания выражения «и раскаялся Господь, и восскорбел в сердце Своем», которое много раз повторяется в Библии, в разных ситуациях.

Бог знает будущее

Бог знает будущее, а не только его часть или только альтернативы. Он знает сердца людей и знает тех, кто любит Его, ещё до сотворения мира:

”Притом знаем, что любящим Бога , призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал , тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил , тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.” (Римлянам 8:28-30)

”Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира , чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном….” (Ефесянам 1:4-6)

Бог, в Своём суверенитете, который мы не можем полностью понять, решил сделать так, чтобы всё содействовало ко благу любящих Его. Он знал их заранее, и для них Бог разработал Свой план сделать их подобными образу Сына Божьего. Бог хорошо знает, кем будут любящие его, ещё прежде создания мира, и всё в их жизни содействует к их благу. Мы не можем сказать, что Бог знает только часть или лишь альтернативы. Он знает всё задолго до этого, даже сердце человека. Он даёт шанс каждому, проявляя таким образом Своё долготерпение и любовь. Таким образом, никто не сможет оправдать себя. Знание Бога никак не ограничивает человека в свободе принимать решения и не лишает его ответственности. Итак, мы не можем сказать, что это то же самое, что и предназначение. Эта тема уже была затронута на этом портале в статье, которую я приглашаю вас прочесть:

Также, эта тема очень хорошо объясняется в данной передаче (на румынском языке):

Что означает выражение «Раскаялся Господь и восскорбел в сердце своём»?

Бог не раз говорит это в Библии, не только в Бытие. В курсе по индуктивному изучению Библии по книге Ионы «Куда вы бежите?» , часть 2-го урока посвящена толкованию этого выражения, потому что оно дважды использовано в книге Ионы.

Глагол «раскаяться» на иврите это нахам, и он означает смилостивиться, сожалеть, утешать. При изучении текстов, где встречается эта фраза, становится понятно, почему Бог раскаивается, что влияет на это его решение, когда это происходит.

”И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь , что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. ” (Бытие 6:5-7)

Бог раскаялся, что сотворил человека, из-за зла в нём, потому что он стал чем-то другим, не тем, чего желал Бог. Это раскаяние сопровождалось скорбью и решением наказать.

”Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло , о котором сказал, что наведет его на народ Свой. ” (Исход 32:11-14)

Молитва может повлиять на решение Бога, и Он может раскаяться во зле, которое хотел навести, в наказание.

И было слово Господне ко мне: не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев. Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло , которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро , которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. (Иеремия 18:5-11)

Этот текст очень ясно объясняет то, как Бог принимает решения. Никто не может обвинить Его в предопределении или в поспешно принятых решениях. Он создал нас со свободой выбора, а не марионетками. Он справедлив в Своих действиях, в наказании или в изменении наказания, потому что это решается в зависимости от поступков, выбора людей. Когда Бог говорит, что раскаялся, это определяется выбором человека, и Он скорбит и посылает наказание справедливо. Но, какое благословение в том, что Он, кроме того, что справедлив, ещё и полон любви. Даже наказание для нашего блага, чтобы мы пришли в себя, обратились от своих злых путей. Задумайтесь над тем, как Бог поступил с городом Ниневия. Бог с нетерпением ждал их покаяния, чтобы и Он мог затем раскаяться во зле, которое планировал навести:

Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем». И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел . (Иона 3:9-10)

Бог сразу хорошо знал ответ ниневитян. Его знание не отняло у ниневитян свободу выбора. Бог, изначально всё зная, делает так, как он говорит в Римлянам — чтобы всё содействовало ко благу любящим Его. Он не предопределяет людей ко злу, а, наоборот, использует всё (шторм, рыбу, радугу, ветер, червя) для их блага, чтобы, в Своей великой любви, которой мы не заслуживаем, отвратить нас от зла.

Это выражение не должно путать нас. Иона очень хорошо понял, что это представляет характер Бога, полный милости, доброты и сострадания, и никак не предопределение или частичное знание будущего:

И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. (Иона 4:2)

Насколько сильно Бог отличается от человека. Подумайте, как бы поступил человек, который бы знал всё заранее. Например, если бы он знал, сколько зла Ассирия принесёт Израильскому народу. Однако, Бог возлюбил их. Как поступил Господь Иисус с Иудой? Возлюбил его до конца. Как Он поступает с нами каждый день? Что было бы, если бы Бог не обладал этим качеством, если бы Он не раскаивался в наказании или не наказывал бы?

Какого удивительного Бога мы имеем. Пусть Бог поможет нам расти в познании Его и наполняться духовной мудростью. Бог никогда не противоречит Сам Себе в своих действиях. Если нам что-то не понятно, тогда вспомним восклицание апостола Павла:

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Римлянам 11:33)

Будем радоваться, что у нас есть Бог, полный любви, который, изначально зная всё, действует для нашего блага, не забывая о справедливости, милости и долготерпении:

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? (Иоиль 2:12-14)

Не будем пренебрегать Его долготерпением

Как показывает вся Библия, Бог с нетерпением ожидает, чтобы мы обратились от зла, и чтобы Он раскаялся в наказании, которое хочет навести, но Библия показывает и случаи, когда Бог говорит, что не хочет раскаиваться. Например, в Иеремии 15:5-9, потому что народ покинул Господа и творил всё больше зла. В Иезекиля 24:13-14, потому что народ желал беззакония и разврата и не желал, чтобы Бог его очистил, когда Он хотел это сделать. Не будем пренебрегать Его долготерпением, потому что так мы собираем себе гнев на день гнева, как написано:

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его. (Римлянам 2:4-6)

Я рекомендую вам приобрести учебник по индуктивному изучению Библии «Куда вы бежите? » и изучить его. Я недавно изучала этот курс вместе с

Понравилась статья? Поделитесь ей