Контакты

Как научить ребенка писать в косую линию. Как научить писать ребенка: рабочие методы, полезные игры

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

При ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Как научиться писать без ошибок?

Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").
  4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").
  5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").
  6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").

  8. И, наконец, "неаккуратность" в тетради:

  9. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.
  10. "Съезжает" со строчек к концу предложения.
  11. Переносит слова неправильно.
  12. Часто не делает пробелов между словами.
  13. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".

Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

Комментировать статью "Как научить ребёнка писать без ошибок?"

Может, это и хорошо, что всему мы находим объяснение. Но ведь раньше всех этих умных слов не было. А людей грамотных у нас хватало. Я до 10-го класса писала с ошибками. Хотя читать очень любила. И вдруг стала как бы чувствовать язык. Очень помогло то, что моя мама работала в ИТАР-ТАСС в начале корректором. Им давали огромные рулоны с текстами, которые потом редактировались редакторами. А задача самих корректоров была в том, чтобы проверять орфографические ошибки и ошибки в пунктуации. Так вот, мама просила меня читать, а сама на копии правила ошибки. Разумеется, находя ошибку, она меня останавливала, и мы ее исправляла. Там у них еще специальные были обозначения. Например, подчеркнуть снизу букву два раза - это поменять маленькую букву на заглавную. В итоге я совсем незаметно сама стала искать ошибки и очень радовалась, когда находила их.
Еще одно - все твердят - ребенка надо заинтересовать. Да, мне было интересно. Но это было УЖЕ 10 класс. На тот момент я даже не понимала, что мне интересно. Найти подход даже к своему ребенку очень сложно. И главное, что нам мешает - наше желание. Мы так хотим, чтобы наши дети читали и правильно писали, что не терпим их возражения. И, разумеется, встречаем отпор.

2015-07-09 09.07.2015 12:41:56,

Наша страна, тихонько, приближается к воспитанию моно людей. Человек разбирающийся в одной области знаний, далёк от другой, даже похожей и близкой. Мой старший сын, обучаясь в одной из лучшей школе города и имея, как выяснилось в 4-м классе, дизграфию, занимался с учителями-репетиторами начаная с 1 класса, ни одна из 3 не понимала в чем проблема ребёнка... Второй ребёнок пошёл в 1 класс, уже занимаясь, с одним из ведущих специалистов логопедии (преподавателем пед.ВУЗа), было выявлено, дизграфии нет... ,сейчас он во втором классе, русский твёрдая 3...А причина 35 человек в классе, всем трудно и детям, и учителю. Предлагаю, прекратить гонку за образованием, ну хоть чуть-чуть, дать детям психологически облегчённое детство, ну и перестанем вытягивать из родителей деньги, ставя такому кол-ву семей этот диагнноз

2011-12-17 17.12.2011 11:04:30, Добрый день!

Письмо — это принципиально новый для ребенка вид деятельности, в котором он крайне малоопытен. Более того, работа в школьных прописях должна контролироваться учителем, поэтому родители не смогут тренировать чадо до школы. Как научить ребенка писать и что можно сделать, чтобы этот процесс «пошел» с легкостью?

Обучение письму - нужно ли торопиться?

Знакомство с каллиграфией для дошкольников исключено по двум причинам:

  • это должен делать специалист, хорошо знающий тонкости каллиграфии (педагог младшей школы);
  • психика дошкольника, а также его сенсомоторное развитие еще недостаточно зрелые.

Существует ли эффективная методика обучения письму дошкольников? Знакомство садиковских ребятишек с письмом реализуется в подготовке детской руки и восприятия к учебе в школе. Об этом много говорено, но мы уточним еще раз. К первому сентября малыш должен иметь такие навыки:

  • достаточно развитый фонематический слух;
  • руки, приученные к рисованию, работе с пластилином и глиной, играми с мелким и крупным конструктором;
  • развитые пространственные понятия - они позволят разобраться, где у тетрадки правая, левая стороны, а также центр, верх и низ страницы;
  • сформированная на должном уровне память и внимание;
  • скоординированность зрения и письма (ребенок может наблюдать и анализировать то, что он пишет);
  • хорошую речь: богатый словарный запас и идеальное произношение.

Кроме того, обучение письму подразумевает, что ребенок уже освоил правильную посадку за партой и способ держать ручку двумя пальцами с упором на третий.

Как подготовиться к письму в школе

Итак, мы договорились, что школьные прописи подождут своего часа. Но это вовсе не значит, что дошкольник не должен работать в тетрадях. Существуют очень хорошие методические разработки специально для малышей. Эти пособия отличаются тем, что дети именно готовятся к письму: пишут фигуры, обводят клеточки, знакомятся с некоторыми полезными элементами (те самые крючки и палочки), выполняют творческие задания. Обратите внимание на такие тетради, как:

  • Прописи для детей 4-5 лет;
  • Прописи для самых маленьких;
  • Прописи для левшей;
  • Рисуем по клеточкам.

В учебной библиотеке сайта для детишек и их родителей Вы найдете много других полезных материалов, которые помогут подготовиться к школе и исправить недочеты в обучении.

Ориентируемся в тетради: полезные игры

Многие ошибки маленьких школьников связаны с тем, что малыш не понимает, как писать на тетрадных листах. Иначе говоря, он не ориентируется в «частях света». Куда вести линию, если сказано, что вверх? Или вниз? Или вправо-влево? Что называют нижней и верхней строчками? Вспомогательной? Наклонной? Технология обучения письму в 1 классе опирается на умения ориентироваться на плоскости. У некоторых детишек, переживающих трудности адаптации к школе, возникают серьезные проблемы с каллиграфией. Можно ли помочь ребенку?

Игры для развития ориентации в пространстве могут заключаться:

  • в назывании и показывании частей тела с левой и правой сторон (руки, ноги, уха, щеки, глаза);
  • в выполнении различных поручений, связанных с ориентацией в пространстве: принеси игрушку, которая стоит слева от дивана, поставь вазу справа от книги…
  • играх в тетради - нарисуй справа от…, напиши слева, приклей вверху, раскрась внизу.

Необычные задания для «воспитания» руки

Работу в прописях для дошкольников дополняют игровыми заданиями. Методика обучения письму посредством игры на развитие мелкой координации подразумевает такие упражнения:

Угадай, что это

Ребенку следует завязать глазки, или сложить предметы в плотный мешочек. Не видя, что Вы положили, на ощупь, малыш пытается угадать, что это. Будет неплохо, если среди предметов для угадывания буду попадаться буквы, фигуры или цифры.

Волшебные руки

Этот прием решает трудности при обучении письму, связанные со слабой координацией и моторикой рук. Он похож на предыдущее задание, но при этом глаза ребенка могут быть открыты. Малыш определяет на ощупь, что спрятано в песке, крупе, воде (при ощупывании в воде глаза закрываем), руками в перчатках.

Неподвижные ладошки

Попросите чадо приложить ладошки к плоскости (поверхности стола) так, чтобы они не двигались. Пальцы барабанят по столу то тихо, то громко. Ладошки от стола не отрываются.

Красивый рисунок

Как научить ребёнка писать? Хорошей тренировкой пальцев рук являются рисование в трафаретах и игры со спирографом.

Загадочные и красивые узоры, которые выходят из-под спирографа, нравятся и мальчикам, и девочкам.

Поймай шарик

Замечательное игровое пособие получается из шариковых дезодорантов. Пластмассовые шарики вынимаются, их отмывают с уксусом и бросают в воду во время купания. Ребенок пытается выловить шарики большой или маленькой ложкой, кулинарными щипцами, шумовкой. Если дорисовать маркером рожицы, получатся забавные плавающие смайлики.

Обучение письму: ошибки маленького ученика

Промахи, допускаемые разными учениками при письме, похожи. Приемы обучения письму в 1 — 4 классах сосредоточены на коррекции недостатков. Что же это за ошибки?

Лишние или недостающие «детали» букв

Причина: неустойчивое внимание, слабая способность различать похожие буквы.

Пропуск букв

  • речевые недостатки (как говорит, так и пишет);
  • школьник игнорирует гласные и записывает лишь согласные (приоритетная ориентация - мшина вместо машина).

Замена букв

  • ребенок плохо различает звуковые тонкости (сел вместо съел);
  • особенности местного сленга (заснув вместо уснул);
  • путаница с похожими звуками (шить вместо жить);
  • замена похожих букв (М и Ш).

Обучение письму - исправление ошибок

Для того, что бы понимать, как правильно научить ребенка писать, важно выяснить причину ошибок каллиграфического и орфографического характера:

  • Ребенку мало читают;
  • У школьника слишком скромный словарный запас - как пассивный, так и активный;
  • Малыш не умеет анализировать слова;
  • Таковы особенности его психического и физического развития;
  • Неустойчивость внимания, слабая память;
  • Систематически повторяющиеся ошибки одного типа могут сигнализировать о таких проблемах, как дисграфия идизорфография(окончательный вердикт выносит логопед, он же занимается коррекцией).

Чему научат на уроках письма

Методы обучения письму в 1- 4 классах целенаправленно расширяют круг написательных навыков и предотвращают нарушения письменной речи в дальнейшем.

1 класс

В первом классе дети знакомятся с графикой прописных букв, учатся их соединять между собой. Первоклашки знакомятся с требованиями к тетрадкам и почерку, пробуют написать слитно несколько простых букв. Учитель уделяет большое внимание азам каллиграфии: формированию правильной координации и моторики рук, совершенствованию необходимых психических процессов, поощряет аккуратность и старание.

2 класс

Второклассники отрабатывают тонкости написания сложных элементов, учатся писать быстро, без отрыва.

3 и 4 классы

Дети закрепляют навыки, полученные в предыдущих классах. Они готовятся к обучению в пятом классе, где преподавание становится похожим на лекции, а учитель диктует очень быстро и «никого не ждет».

Методика обучения письму младших школьников охватывает не только красивое и корректное написание букв, стремление к аккуратности в тетради, желание писать понятно. Не менее важно заучивать и использовать правила правописания слов и предложений, а также воспитывать осознанное восприятие и понимание школьником того, что он пишет и читает.

Но вначале, три важных правила:

Во-первых, не забывайте, показать ребенку, как правильно держать ручку.

Для того, чтобы легко зафиксировать правильное положение ручки, вам может помочь инструкция в нашем коротком, но очень полезном видео

Во-вторых, учите детей правильно писать буквы и цифы

Для меня, например, было открытием, что цифра занимает половину клетки и обязательно в прописных цифрах есть наклон. И уж точно я не знала, как проговаривать написание цифр и зачем.

А в написании букв никогда не обращала внимание на то, сколько же там элементов. Однако, как оказалось, детям, для того чтобы научиться писать, нужно подробно объяснять такие для нас очевидные вещи.

Как количество элементов буквы, и тип соединения буквы с другими.

Первое что я диагностировала — что мальчики совершенно неправильно пишут. Именно поэтому и получается у них медленно, и рука устает.


И, первое, с чем столкнулась я, начав «переучивать детей», и с чем сталкиваются многие родители — это нежелание детей многократно писать одну и ту же цифру или букву, выводить элементы письма красиво и аккуратно.

К сожалению, научиться писать без многочасовой практики, невозможно.

И я собрала лучшие приемы, которые помогают мне ежедневно при занятиях с моими детьми

Лайфхак №1 Помоги рыцарю

Как и большинство мальчишек, мои дети совершенно не усидчивые, и писать им просто скучно! Значит, нужно как-то заинтересовать. Что мы стали делать.

В начале каждоый строчки я схематично рисую рыцаря, а в конце строчки — дракона, который держит в замке в заточении принцессу. И говорю детям, что для того, чтобы сразиться с драконом нужно построить к нему мост из букв.

Помогло! Дети с увлечением стали писать буквы, стараясь достроить мост. А дальше обязательно сражались с драконом. Так мы до сих пор иногда продолжаем тренироваться писать. Кривая буква — сломанный элемент моста. Так, мост развалится, и рыцарь до дракона не доберется…

Лайфхак №2 Дневник

Один раз в день, мальчишки заполняют дневник, где пишут одно самое лучшее событие дня и одно самое худшее. Иногда пишут всего два слова.

Но пишут.

В дневнике на полях обязательно рисуем погоду (солнышко, тучка) и пишем температуру. Потом очень интересно пересматривать страницы.

Лайфхак № 3. Крестики-циферки

Из цифр играем с мальчишками в своеобразные «Крестики-нолики». Только вместо крестиков и ноликов у нас цифры. Иногда одинаковые. Те, которые в данный момент тренируем.

Например, тройки. Я пишу «тройки» одним цветом, Никитка другим. И поле у нас, или 4 на 4, или даже 5 на 5. Получатся очень увлекательно и интересно. А главное, цифры ребенок после таких игр стал писать гораздо лучше!

Лайфхак № 4. Элементы скорописи.

Мальчишки очень любят выдумывать новые буквы из элементов и просто элементы. Подробнее в видео:

Лайфхак № 5. Волк и цифра.

Цифра должна занимать половину клетки. Поэтому мой ребенок, во время тренировок, разделив клетку пополам, в левой половине нарисовал «волка». И конечно, старательно вырисовывал цифру в «нужной, правой половинке», чтобы не дай Бог волк ее не скушал.

Даже сейчас, уже когда клеточку пополам не разделяем, Никита знает, что лучше, чтобы цифорка жила в «домике», а то «волк скушает». Лайфхак от Никитки получился) Но ему так было легче понять и запомнить, почему же цифра не должна занимать всю клетку.

Лайфхак №6. Вода-вода

Очень здорово помогает водная тренировка написания букв. Мы берем кисточку и воду, и на столе начинаем старательно водой выводить букву. Вода высыхает — и неудачный эксперимент в месте с ней.

А когда водные буквы начинают получаться, мы переходим к тренировке на доске маркером. Так, ребенок не боится ошибок. А этап тренировки проходит легко и без слез «у меня не получается»

Лайфхак № 7. Гиганчисла

Мы с детьми часто трениуемся писать цифры так. Я поочереди диктую цифры, и пишут дети их подряд в каждой клеточке, например: 654273292928292000298

А потом мы «читаем», что за гигантское число у нас получилось. Для этого нужно всего лишь показать детям, что такое классы и разряды, и как прочитать супербольшое число. Дети в восторге! Они считают это настоящим волшебством.

Почерк — одна из самых больших проблем начальной школы, с которой сталкиваются дети.

Но есть техники для решения данной проблемы

Именно для этого мы создали однодневный тренинг «Красивый почерк. Все о каллиграфии за 1 день», который пройдет 16 апреля с 12:00

В тренинге предусмотрены три отдельных блока из которых Вы узнаете:

Блок для дошкольников

  • Как правильно выбрать ручку ребенку
  • Как правильно писать цифры?
  • Как правильно писать буквы?
  • Как обучать письму?
  • Какие бывают соединения букв?
  • Как научить ребенка правильно держать ручку?
  • Как сделать так, чтобы рука ребенка не уставала?
  • Как помочь ребенку писать быстро, красиво?
  • Когда можно учить ребенка писать?

Блок для школьников

  • Почему дети пишут некрасиво
  • 5 правил красивого письма
  • Упражнения для тренировки руки
  • Если ребенок зеркалит буквы
  • Упражнения для красивого письма
  • Зачем писать красиво и быстро?
  • Как исправить почерк ребенку
  • Как научить ребенка писать аккуратно
  • Почерк и успешность ребенка в школе

Блок для взрослых

  • Как увеличить скорость письма в два раза
  • Как по почерку определить характер

В записи будут все практические материалы, полный курс по правильному написанию каждой буквы и многое другое

Тренинг будет включать много практики, поэтому приготовьте ручки и листы бумаги.

Если есть возможность купить перьевую ручку — замечательно!

Присоединяйтесь к тренингу прямо сейчас и уже к окончанию тренинга Вы сможете помочь ребенку научиться быстро писать и узнайте все о каллиграфии за 1 день.

Любой родитель желает как можно лучше подготовить своего малыша к школе. Поэтому еще до поступления ребенка в первый класс, взрослые начинают обучать кроху азам математики, чтения и письма.

И, если с первыми двумя пунктами подготовки к школе все понятно, то с письмом возникают определенные сложности. В частности, ни один педагог не порекомендует заниматься с ребенком начертанием письменных букв самостоятельно.

В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.

«Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.

Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:

  • внимание;
  • зрительное восприятие и память;
  • хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.

Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.

Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.

Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

Учимся сразу делать правильно

Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.

Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.

Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.

Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.

Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

Подготовка к письму старшего дошкольника

В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.

Рисуйте с крохой простые элементы:

  • палочки;
  • кружочки;
  • крючки;
  • крестики.

Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.

Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.

Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.

Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.

Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.

Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.

Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.

Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

Приобретите дополнительную пропись

Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.

Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.

Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».

Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

Не спешите

Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

Занимайтесь регулярно

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.

Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

Как научить писать грамотно?

Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.

Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.

Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

Проговаривайте слова

Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».

Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

Тренируйте внимание

Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

Когда нужен специалист?

В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:

  • Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
  • Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
  • Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
  • Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
  • Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
  • Не дописывает окончания слов.
  • Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.

Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.

Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как правильно научить ребенка писать буквы. В этой статье вы узнаете, когда подходящее время для начала обучения, какие этапы включает в себя процесс, а также, какие ошибки могут допускать неопытные родители.

Когда пришло время

Самым оптимальным считается возраст пяти лет. Однако, это не означает, что вы не можете начать свои занятия с четырехлетним малышом. Но нужно учитывать такой момент, как регулярное применение нового навыка на практике. Если вы решаете начать самостоятельно обучать своего ребенка, то делать это нужно систематически, и не бросать на полпути начатое.

Также не стоит через силу заставлять ребенка младше пяти лет знакомиться с прописями. Все, что будет делаться против его желания, не принесет никакого результата. К тому же, следует учитывать и тот факт, что малыш, возможно, еще не готов к подобному обучению.

Педагоги не рекомендуют обучать ребенка прописям раньше, чем за год до первого класса. Хоть некоторые высказываются в пользу того, что не имеет смысла вовсе знакомить малыша с прописями до похода в школу .

Когда начинать обучение ребенка — ваше личное дело. Главное, чтоб он был готов физиологически и психоэмоционально, а ваши занятия приносили ему только положительные эмоции. Если в детстве отбить всякое желание писать, то будут сложности с письменными уроками в школе.

Готовим ручки заранее

Родители должны понимать, что уже с раннего возраста можно заниматься с малышом, направляя свои усилия на развитие мелкой моторики, что в дальнейшем облегчит процесс обучения письму. Для этой цели следует практиковать такие занятия, как:

  • аппликации;
  • рисование;
  • оригами;
  • игры с фишками, пуговицами;
  • постройка объектов из конструктора.

Критерии выбора прописей

  1. Буквы, которые являются образцом, должны неоднократно повторяться на первом ряду и служить ориентиром при написании последующих строк.
  2. Обучающие пособия должны начинаться с изображения петелек, закругленных линий, крючков. Важно, чтоб ребенок сначала научился выводить эти элементы и только потом переходил к написанию букв.
  3. Качественная бумага с четким изображением литер.
  4. Достаточное количество обучающего материала.
  5. Соответствие возрасту и уровню развития.

Подготовительный этап

Перед тем, как задумываться об обучении письму, нужно позаботиться о том, чтоб малыш научился правильно:

  • сидеть за столом;
  • располагать тетрадку;
  • не наклоняться слишком низко над поверхностью;
  • осознавать, где и какой листик, его правая и левая сторона;
  • держать ручку;
  • иметь возможность фокусироваться на одном занятии.

Очень важно, чтобы у малыша к моменту первого обучения уже была достаточно развита мелкая моторика.

Особенности

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка писать буквы красиво, то необходимо учитывать несколько моментов.

  1. Правильное положение рук, туловища и головы во время письма.
  2. Использование ручки или карандаша нормальной длины, не более пятнадцати см и диаметра, не больше семи мм.
  3. Следите за тем, чтобы малыш правильно удерживал свой инструмент письма. Это важно, чтобы не допустить мышечного спазма или общего перенапряжения руки. Также это влияет на красивый почерк в будущем.

Правила обучения

Если вы задаетесь вопросом, как научить ребенка 5 лет писать буквы, то можно следовать таким этапам.

  1. Самое главное, что необходимо — подготовить руку ребенка к правильному держанию ручки. С этой целью можно приобретать специальное печатное издание, обучающего характера. Так вы должны проводить с малышом занятия на выполнение следующих упражнений:
  • рисуем по точкам — ребенку необходимо соединять их между собой при помощи линий. В конце ему предстанет готовая картинка. Такой метод является не только практичным, но и интересным для малыша;
  • упражнения, в которых необходимо проводить короткие линии, как горизонтальные, так и вертикальные, без использования линейки;
  • изображение волнистых линий и прерывистых, рисование овалов, кругов также позволит малышу адаптировать свою руку под будущее написание букв.
  1. Прописывание элементов, из которых состоят буквы. С этой целью ребенка учат писать крючки, палочки, петельки.
  2. Первым делом вместе с карапузом наводим букву по пунктиру. Затем предлагаем ему самому попробовать. Важно, чтоб первыми были буквы, легкие в написании, например, «н», «о», «а», «п», «л», а потом добавлялись «ж», «я», «д», «щ».
  3. Нужно знакомить малыша с изображением каждой буквы. Для этой цели можно лепить их из пластилина или рисовать. Пусть ваши буковки будут необычными, так ребенку будет легче их запоминать.
  4. Обязательно после знакомства с печатной литерой, показывайте, как пишется прописная. Мама должна проводить медленными движениями букву, комментируя каждый свой шаг. После написания расскажите ребенку, из чего состоит эта буква и с каким наклоном пишется.
  5. Теперь предложите малышу прописать изученную буковку в воздухе. Не стесняйтесь первый раз ввести рукой ребенка. После этого можно ее написать в специальной тетради.
  6. Только после этого можно предложить малышу самостоятельно выводить буквы в прописях.

Возможные ошибки

  1. Занятия, которые длятся дольше 15 минут с ребенком дошкольного возраста.
  2. Применение наказаний за ошибки в написании букв.
  3. Принуждение ребенка писать литеры, когда он не хочет или у него не получается. Родители должны понимать, что малыш может быть еще не готов или они что-то делают не так и лучше, чтоб данным процессом занялся педагог в первом классе.
  4. Пропуск подготовительного этапа, с целью скорейшего обучения.
  5. Отсутствие игровой формы в процессе обучения.
  6. Начало обучения ребенка, не достигшего пяти лет.

  1. На формирование навыка письма уходит в среднем три года.
  2. Чтоб правильно проводить процесс обучения, необходимо использовать специальную литературу.
  3. Нужно приобретать специальные прописи, учитывая уровень интеллектуального развития вашего малыша.
  4. Когда только знакомитесь с написанием прописных букв, используйте исключительно альбомы, а не тетрадки в линию.
  5. Вся излагаемая информация должна визуализироваться, придумывайте ассоциации, предоставляйте наглядные примеры, картинки.

С самого начала я знакомила своего сына с тем, как выглядят печатные буквы. Наш процесс обучения проходил с использованием нарисованных литер, имеющих глазки, ручки и ножки. Когда сыну было четыре года, я начала покупать ему специальные тетради, в том числе и для развития навыка письма. К счастью, проблем с мелкой моторикой у нас не было, потому что с самого детства я ежедневно занималась с ребенком рисованием, лепкой и аппликацией. Никита с удовольствием соединял точки, а потом и писал буквы до конца строки, смотря на образец. Сложностей в обучении у нас не возникало.

Причины медленного письма

Ребенок может медленно писать из-за таких факторов:

  • сильная усталость;
  • пониженная работоспособность;
  • отсутствие правильного режима дня с перерывами на отдых;
  • индивидуальные особенности, возможно, ваш ребенок во всех делах ведет себя медленно;
  • отсутствие автоматизированного навыка письма.
  1. Отсутствие параллельности в написание элементов, неверный наклон могут возникнуть из-за неправильного сидения или расположения тетради.
  2. Сложности в написании крупных элементов, появление зубчатых линий свидетельствует о том, что вашему малышу нужно укреплять мышцы кисти, развивать мелкую моторику.
  3. Если вы замечаете, что ребенок оставляет слишком маленькие промежутки между буквами или словами или наоборот слишком большие, это свидетельствует о нехватке пространственного восприятия. Хвалите малыша за красивые буквы, не забывайте описывать каждый правильно написанный элемент.
  4. Когда ребенок пропускает отдельные буквы в словах, скорее всего, у него проблемы с фонематическим слухом. В таком случае важно проговаривать вслух слова по слогам.

Обучаем левшу

Если ваш малыш все делает левой рукой, не стоит отчаиваться и переучивать его на правую, тоже касается и письма. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при обучении таких деток.

  1. Располагайте тетрадку с уклоном вправо. Обращайте внимание, чтоб нижний угол странички справа находился на уровне грудной клетки ребенка.
  2. Следите за тем, чтоб локоть рабочей руки слегка выступал за пределы стола. Необходимо, чтоб рука свободно передвигалась вдоль страницы. Нерабочая рука при этом находится на столе и придерживает тетрадку.
  3. Вначале обучаем писать буквы, начиная с их элементов.
  4. Не нужно подгонять малыша. В начале обучения ребенок не должен писать больше, чем шесть символов в минуту. Со временем скорость будет увеличиваться.
  5. У малыша могут возникать трудности с написанием слов с левой стороны в правую, поэтому вы можете делать специальные пометки, например, обозначать синим цветом правое, красным отмечать левое поле.

Теперь вам известно, как научить ребенка писать буквы (прописи). Придерживайтесь этапности в процессе обучения, не торопите малыша. Помните о том, что ребенок может быть не готов к развитию нового навыка. Нет ничего плохого в том, что уже учитель начнет развивать эту способность вашего сына или дочери.

Понравилась статья? Поделитесь ей