Контакты

Фаллическая стадия развития ребенка по фрейду. Оральная стадия психосексуального развития по З

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development ) - процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций .

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом , психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы - этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера . В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы . Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Психосексуальное развитие ребенка

    ✪ Учение Фрейда. Стадии психосексуального развития. Часть 3

    ✪ Возрастная психология. Стадии психосексуального развития по Фрейду.

    Субтитры

Фазы

Оральная фаза

От момента рождения до 1,5 лет - первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения , но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие - недоверие, зависимость - независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей.

Анальная фаза

(1,5 - 3,5 года) - второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации , испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом , умению сдерживать позывы к испражнениям . Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид .

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста - «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза

(3.5 - 6 лет) - третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы . Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс - желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина - его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

У девочки проявляется любовь к отцу - комплекс Электры .

Латентная фаза

(6 - 12 лет) - четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза

(12) - пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Критика психоанализа

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные .

Генитальный характер

Генитальный характер - это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности - это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго . Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.

Рождение человеческой особи с набором мужских или женских первичных половых признаков не означает, что в процессе развития сформируется мужчина или женщина с присущими психологическими и социальными чертами. Мужчиной или женщиной человек становится в процессе психосексуального развития. Современные научные представления о психосексуальном развитии сформулированы В. А. Холодным в медико-сексологической модели . Постулаты этой модели:

Примечание. Медико-сексологическая модель сформулирована исключительно для нужд медицинской сексологии. Реальные процессы сексуального онтогенеза намного сложнее, поэтому любые другие модели могут заслуживать внимания.

Медико-сексологическая модель психосексуального развития (В. А. Холодный, 2014)
Составляющая психосексуального развития Компонент полового влечения Фаза психосексуального развития
Половое самосознание – способность осознавать себя представителем определённого пола. Понятийный ‒ осознание раздельнополости и отнесение себя к одному из полов. Выработка установки
Реализация
Стереотип полоролевого поведения – модель социального поведения, специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола. Выработка установки
Реализация
Психосексуальные ориентации – направленность полового влечения и способы его реализации. Платонический ‒ способность к переживанию любви и к поведению, обеспечивающему реализацию любви. Выработка установки
Реализация
Эротический ‒ стремление к ласкам и поцелуям. Выработка установки
Реализация
Сексуальный ‒ желание совершить половой акт. Выработка установки
Реализация

Понятие о фазах психосексуального развития

Формирование составляющих психосексуального развития и компонентов полового влечения проходит следующие фазы:

  1. Фаза выработки установок, в которой соответствующая информация накапливается, усваивается, перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и социальными нормами, формируется готовность к реализации сформированных тенденций.
  2. Фаза реализации, в которой опытным путём в процессе научения апробируются и закрепляются установки, выработанные в предыдущей фазе.

Если в процессе реализации оказывается, что выбранные установки не соответствуют внутренним потребностям личности, её ценностям, убеждениям, мировоззрению , противоречат традициям , не одобряются социумом, то осуществляется «возврат» от второй фазы к первой. В этом случае человек уже имеет опыт, запас информации, а потому это уже возврат к прошлому на качественно новом, более высоком уровне. Такие «возвраты» могут быть неоднократными.

Чем меньше временной разрыв между фазами, тем гармоничнее формируется соответствующая составляющая или компонент. Если фаза реализации своевременно не пройдена, то под действием сформировавшейся физиологической зрелости, гормональных изменений и социальных факторов всё равно происходит переход к формированию следующей составляющей или компонента. Чем выше уровень нереализованных установок, тем больше вероятность формирования отклонений психосексуального развития.

Сегодня мы поговорим об оральной стадии психосексуального развития.


В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально - зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:

Ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
постоянно требует одобрения,
чрезмерно зависим и доверчив,
испытывает потребность в поддержке и принятии,
жизненная пассивность.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.


Мы продолжаем тему о психосексуальных стадиях развития ребенка по Фрейду и о влиянии фиксации на этих стадиях на характер человека в будущем. Сегодня мы рассмотрим следующую фазу развития – анальную.

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.


Мы продолжаем рассматривать психосексуальные стадии развития ребенка по З. Фрейду. Сегодня мы поговорим о том, какие изменения несет с собой фаллическая стадия развития.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.


Мы продолжаем рассматривать стадии психосексуального развития детей, и сегодня на очереди одна из самых спокойных стадий – латентная.

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.

Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

В следующий раз мы ознакомимся с последней стадией психосексуального развития – генитальной, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.


Мы заканчиваем цикл статей о психосексуальных стадиях развития ребенка с точки зрения психоаналитического подхода Фрейда. Сегодня мы рассмотрим Генитальную стадию развития и обобщим, какие особенности характера закладываются у ребенка на каждой из этих стадий.

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.

Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

Мы все с вами проходим один и тот же путь от рождения до зрелости. Каждый из нас имеет опыт нахождения в утробе матери, пережил шок от извлечения из теплого и безопасного мира материнского чрева в чужой и странный внешний мир. И каждый вынужден был приспосабливаться к этому миру, как мог. От того, как происходило приспособление к этому внешнему миру, в каких условиях и под какие требования, зависит то, какой личностью мы с вами становимся. Но еще больше влияет на нас то, насколько адекватный отклик у нашего окружения находили наши естественные желания.
Ведь не секрет, что переживания раннего детства накладывают сильный отпечаток на нашу личность. З. Фрейд в своей психоаналитической теории вывел стадии развития личности, изучение которых проливает свет на понимание того, почему те или иные черты преобладают в нашем характере. Давайте последовательно рассмотрим эти стадии.

Думаю, многие слышали, что З. Фрейд большое значение придавал стремлению человека получать удовольствие от своего тела. Он называл это стремление либидоносным инстинктом, а саму энергию желания - либидо. Фрейд полагал, и в т.ч. этой предпосылкой пользуются современные психологи, что каждый человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). При чем, под сексуальной энергией мы будем подразумевать не только стремление получать удовольствие от секса, но и в принципе, получать удовольствие от любых своих телесных функций.

В разные периоды жизни эта энергия в наибольшей степени проявляется в какой-то одной зоне организма, которая служит основным источником получения удовольствия. Именно по «месту» получения удовольствия и были названы стадии развития человека. Все они связаны с разными эрогенными зонами, т.е. особо чувствительными участками тела. К ним относятся глаза, уши, рот, анус, молочные железы, половые органы.

Т.о. психологическое развитие человека в значительной степени определено его биологической логикой развития. Но индивидуальные черты и особенности характера будут зависеть от того, насколько благоприятно или нет протекала та или иная стадия, в каких социальных условиях это происходило, какие ценности и установки вкладывались родителями на той или иной стадии развития человека.

Психосексуальные стадии развития личности:

1. Оральный характер.

Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью.

Это период, когда основная задача только что родившегося человечка сводится к тому, чтобы обеспечить свое существование путем поглощения материнского молока. И сосательные движения, производимые ртом — это пока наибольший труд, на который способен ребенок. А это действительно труд, поскольку чтобы высосать молоко, ему нужно приложить значительные усилия. При этом работают не только губы, но и язык и глотка. Получая такое важное для жизни питание, младенцы получают чисто физическое удовольствие. Таким образом, зона рта становится инструментом и источником физического и психологического чувства удовольствия. А сосательные движения закрепляются как способ получения удовольствия.

Рот закрепляется как важная эрогенная зона в более взрослом возрасте. Это находит выражение в поцелуях и не так уж редко встречающемся желании припасть к груди партнера, совершая все те же сосательные движения. И хотя часто это желание мотивируют стремлением доставить удовольствие партнеру, зачастую сами движения носят навязчивый, агрессивный характер, доставляя боль вместо удовольствия.

Что касается несексуальных форм поведения, то стремление получать удовольствие через рот проявляется в жевании сосательной резинки, сосании леденцов, сосании и погрызывании колпачков ручек, курении, обкусывании ногтей, переедании, облизывании и жевании губ и других подобных манипуляциях, связанных со ртом.

Поскольку в это время младенец полностью зависит от окружающих, в первую очередь, от матери, то именно на этом этапе происходит закладывание основных базовых установок личности, таких как зависимость — независимость, ощущение доверия к людям и к миру в целом, чувства наличия опоры в окружающем мире.

Поскольку младенец не отделяет себя от матери, то он изначально воспринимает материнскую грудь как часть себя. Себя же он видит центром вселенной, чьи желания должны моментально исполняться. Со временем это проходит, и ту психологическую функцию, которую имела для младенца материнская грудь, более взрослый ребенок перенесет на какую-то часть своего тела. Как правило, это язык или пальцы рук, которые замещают первоначальный объект получения удовольствия и чувства безопасности на гораздо более доступный. В дальнейшем ребенок, чувствующий себя неуверенно, либо недополучающий необходимой ему материнской заботы будет прибегать к самоуспокоению, посасывая свой собственный палец. А взрослый для этой же цели использует сигарету и другие предметы.

Важным моментом для дальнейшего развития психики ребенка является процесс отлучения от груди. Чем более рано он прошел, когда потребность в заботе, стабильности и опоре еще не удовлетворена полностью, тем более значимы будут его последствия для психики ребенка. Здесь важен не столько временной интервал, как таковой, сколько субъективное ощущение ребенком потери, глубины и силы его горя. В идеале, дети сами постепенно отказываются от груди, постепенно переходя на питание овощными пюре и т.п. смесями.

Теперь давайте более подробно рассмотрим типы личности , которые формируются на этой стадии развития.

Орально-пассивный тип личности формируется тогда, когда ребенок получал недостаточно любви и заботы со стороны матери, либо когда получал их сверх всякой меры. Материнская любовь и забота проявляется в т.ч. в том количестве молока, которое мать могла дать своему ребенку.

Человека с данным типом личности характеризует веселый и оптимистичный нрав, он, как правило, настроен на лучшее, склонен не замечать трудностей, и оказывается не готов к их преодолению. Он ожидает от окружающих материнской заботы о себе, наивно полагая, что они будут решать его проблемы. А когда реальность противоречит его ожиданиям, то не может понять, как это произошло, почему так, и что теперь делать.

Это очень зависимый тип личности. Он ищет постоянного одобрения своего поведения со стороны окружающих. Кроме того, что он незрел и пассивен, он еще и крайне доверчив и легко поддается чужому влиянию. Не способный хорошо сам о себе позаботится, он стремится найти человека или группу, которые возьмут на себя эту задачу, психологически замещая ему мать. Поэтому такие люди часто становятся адептами различных сект, пассивными членами молодежных и не очень движений и т.п. сообществ.

Орально-агрессивный тип личности формируется тогда, когда фиксация происходит на втором этапе оральной стадии развития, когда у ребенка появляются зубы. Теперь с их помощью он получает более весомый инструмент выражения своего неудовольствия. Когда мать не сразу подходит к ребенку,долго отсутствует в комнате или не полностью сосредоточена на процессе кормления, он может выражать свое неудовольствие, покусывая грудь. Иногда эти укусы весьма болезненны, вплоть до прокусывания материнских сосков до крови.

Подобно младенцу, повзрослевший человек, застрявший на этой стадии психологического развития, будет покусывать окружающих, но уже не зубами, а словесно. Это будет находить свое выражение в любви в спорах, сарказме, постоянных шпильках и подколках. Вообще же, для этого типа весьма характерна чрезмерная речевая активность и стремление самоутвердиться за счет своих ораторских навыков. Такой человек может затевать спор ради самого спора, ради возможности просто продемонстрировать собственное превосходство.

В отличие от первого, в характере этого типа будет преобладать пессимистический настрой. Он весьма циничен по отношению ко всему, что его окружает. Других людей он будет стараться использовать для исключительно удовлетворения собственных нужд. Кроме того, в нем ярко выражено стремление доминировать, подчиняя себе всех тех, кто не может ему противостоять.

2. Анальный характер.

Типология личности по З. Фрейду основывается на логике физиологического развития ребенка, и следующая стадия формирования личности была названа им анальной, поскольку именно в этот период на первый план выходит тема приучения ребенка к горшку.

Анальная стадия длится примерно от полутора до трех лет. Именно в этот период происходит окончательное созревание мышечных сфингтров выделительной системы организма, и ребенок получает возможность более полно контролировать акт дефекации (испражнения). Дети в этом возрасте получают видимое удовольствие от самого процесса удержания и выталкивания фекалий и учатся усиливать это удовольствие контроля над собственным организмом путем отсрочки опорожнения кишечника.

Взрослому человеку может показаться не понятным, что может приятного в этом чисто физиологическом процессе, который принято у нас относить к нечистым и довольно постыдным актам. В связи с эти я расскажу небольшой анекдот времен моего детства.

Поймали как-то каннибалы американца, француза и русского, и поставили им условие: нужно сделать так, чтобы они сделали что-то, чтобы их вождь сказал «Кайф». При этом средства, которые они могут для этого использовать, не ограничены. Но если вождь этого не скажет, их съедят. Американец целый день катал вождя на американских горках, но так и не дождался желанного слова, и его съели. Француз сделал с ним рейд по лучшим публичным домам, но закончил так же, ка и американец. Русский же ограничился бюджетным вариантом: он предложил принести каждому бочку пива и мешок таранки, и пока кто-то из них не съест все и не выпьет, в туалет не ходить. И вот когда наконец, все было съедено и выпито, они пулей оба выбежали в кусты, и по округе разнеслось:»Каааайф!» Вот так чисто физиологическое удовольствие победило…

Возвращаясь к анальной стадии развития личности, хочу заметить, что не только для ребенка на первый план выходит его вновь обретенная способность произвольно управлять функциями кишечника. Часто, это становится знаменательным событием для всей семьи. Часто в семье можно наблюдать такую картину: ребенка садят на горшок, а члены семьи располагаются вокруг, наблюдая за тем, как все проходит. Ребенок, видя столь повышенное внимание к своей персоне, укрепляет чувство собственной значимости в целом и важность самого процесса, как такового.

Думаю, каждый хоть раз слышал историю о том, как ребенок, после того, как сходил на горшок, с гордостью показывал результат своих усилий маме, расценивая его как своего рода подарок ей. И ответная радость мамы, естественная на первых этапах приучения к горшку, укрепляет в ребенке чувство собственной значимости и даже могущества. Ведь не каждый способен вызвать таким действием восхищение окружающих!

Возвращаясь к теме типологии личности, скажу, что тот способ, которым родители приучают ребенка к туалету, влияет на его дальнейшее личностное развитие. Кроме того, именно в этот период закладываются основы способности к самоконтролю человека в более позднем возрасте. Ведь сейчас впервые ребенок так остро сталкивается с необходимостью согласовывать свои естественные желания с требованиями общества, выдвигаемыми в лице родителей. Теперь он может и должен выбирать, идти ли на поводу у своего непосредственного желания или подчиниться социальным ограничениям и получить желанное одобрение окружающих.

Типология личности. Анальная стадия развития:

Анально-удерживающий тип личности формируется тогда, когда родители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к туалету. Они могут требовать, чтобы он сейчас же сходил на горшок, а то потом маме будет некогда этим заниматься (либо любая другая причина на Ваш выбор). Такое поведение вызывает естественное сопротивление у ребенка, что проявляется в том, что у него начинаются запоры. Если такая ситуация длится какое-то время, то формируется анально-удерживающий тип личности.

Его характеризует необычайное упрямство, нежелание подчиняться требованиям, даже если они логичны, а напротив, желание настоять на своем во что бы то ни было. Еще одна характерная черта данного типа личности, это скупость. Человек бережно хранит деньги, накапливая их и с трудом расходуя, подобно тому, как он ранее не выпускал из себя внутреннее «богатство». Нужно заметить, что и психология, и народная мудрость в одни голос приравнивают фекалии к деньгам. Возьмите любой сонник и увидите, что должно присниться, чтобы спрогнозировать у Вас появление денег.

Кроме того, такой тип личности отличает методичность, скурпулезность и пунктуальность. Человек этого типа склонен упорядочивать и раскладывать по полочкам события и предметы его окружающие. Он не переносит беспорядок и неразбериху, а также испытывает сильный стресс в ситуации неопределенности. Часто он склонен к анализу и принимает решения только после тщательного взвешивания всех за и против. В спокойном состоянии он абсолютно не способен к спонтанным действиям. Но и будучи возбужден, способен долгое время сдерживать свои импульсы.

Хочу сделать еще одну небольшую ремарку. Часто родители, под предлогом того, что ребенку нужно опорожниться, ставят ему клизму и могут прибегать с этой целью даже к насилию. Это крайне неблагоприятно отражается на развитии психики и физиологии ребенка, поскольку формируется выраженное мышечное напряжение в области анального сфингтра и тазового дна, что приводит к застойным явлениям в области малого таза. Кроме всего прочего, это крайне неблагоприятно отражается на способности женщины испытывать оргазм и эректильной функции мужчину.

И еще, именно в столь невинной на первый взгляд медицинской процедуре берут основу гомофобные тенденции, столь характерные для мужчин. Ведь неосознанно они связывают проникновение кончика клизмы с сексуальным насилием, в отношении которого испытывают крайнюю неприязнь и сопротивление. Отсюда берет корни та нетерпимость, которую они проявляют в дальнейшем к сексуальным меньшинствам, что гораздо менее характерно для женщин, для которых проникновение в их организм воспринимается гораздо более естественно.

Анально-выталкивающий тип представляет собой другую форму протеста против чрезмерно интенсивного приучения ребенка к горшку. Этот тип встречается реже и обладает такими чертами, как склонность к разрушению и импульсивность. Эти тенденции могут ограничится только словесными формами, проявляющимися в желании испохабить, обгадить любую идею, размазать человека по стенке, но могут выражаться и в физическом насилии над людьми.

Для этого типа характерна садистская жестокость, желание сделать больно другому человеку. В своих любовных отношениях эти люди воспринимают предмет своей страсти как некий объект, которым они стремятся обладать. При этом ответное желание объекта к сближению учитывается крайне мало. Для этого типа характерен также довольно высокий уровень тревожности, что заставляет его постоянно пребывать в оборонительной позиции. А поскольку лучшая для него защита — это нападение, то он склонен наносить упреждающие удары, аргументируя свое поведение тем, что человек сам его спровоцировал. Так, мужья подобного типа часто бьют своих жен, видя даже в их покорном поведении скрытую форму вызова для себя.

Для того, чтобы эта стадия развития прошла для ребенка наиболее благоприятно, родители должны придерживаться более взвешенной позиции, побуждая ребенка к усвоению нового поведения, но ни в коем случае не заставляя его. Им необходимо поощрять и хвалить ребенка за регулярное опорожнение кишечника, позволяя ему самому по большей части контролировать этот процесс. Такая позиция не только формирует у малыша чувство «я могу», но и способствует развитию позитивной самооценки, а также создает условия для развития творческих способностей.

3. Фаллический характер.

Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий.

Это весьма интересная стадия развития, как с точки зрения самого человека, так и его психоанализа. Практически нет ни одного человека, который бы пережил этот этап полностью благополучно, без далеко идущих последствий для свой психики в целом и для выстраивания взаимоотношений с противоположным полом в частности. Поэтому мы остановимся на этой стадии поподробнее. А та типология личности, которую ввел в обиход З. Фрейд будет представлена в этой статье фаллическим характером, основным лейтмотивом которого является самоутверждение во всех сферах, в т.ч. и в вопросах взаимоотношений с противоположным полом.

Итак, мы с Вами вступаем в наиболее увлекательный период развития личности, когда вопросы удовлетворения естественных потребностей отступают на задний план, а на авансцену выходит интерес ребенка к себе и другим, как представителям разных полов. Эту стадию ребенок проходит между тремя и шестью годами своей жизни. До этого он воспринимал окружающих скорее, как человеческие существа, ни чем принципиально друг от друга не отличающиеся. И вдруг, он начинает обращать внимание на разницу во внешнем облике и поведении мужчин и женщин. Пытливый ум ребенка пытается найти ответ на вопрос: каковы физические различия между полами?

С этой целью ребенок принимается исследовать прежде всего себя самого. Он может начать рассматривать и ощупывать свои половые органы, играть с ними. Именно на этот период приходится первые попытки мастурбации (онанизма), как у мальчиков, так и у девочек. Правда девочки в этом плане лишены многих возможностей, поэтому могут получать удовольствие от манипуляций со своими половыми органами непрямым, опосредованным путем. Так, многим девочкам нравится ездить на велосипеде или на лошади. Душ с сильным напором воды также может создавать нужный эффект. Еще один вариант — вибрации, создаваемые при езде общественным транспортом, которые передаются по всему организму к половым органам.

Мастурбация в этом возрасте явление абсолютно нормальное и в норме преходящее. Просто часто дети не видя в этом ничего плохого, могут предаваться плотским утехам в общественных местах. Поэтому нужно объяснить ребенку, что это вопрос сугубо интимный и требующий определенных условий для своей реализации. Лучше не порицать ребенка за подобные шалости, но и поощрять их не нужно тоже. Повод тревожится у родителей может наступить лишь тогда, когда ребенок не только не прекращает подобные занятия в следующей, латентной стадии развития, но и усиливает их интенсивность. Тогда лучше обратиться за помощью к специалисту, т.к. причины могут быть разными, в т.ч. и чисто физиологическими.

В это же время дети начинают интересоваться половой жизнью своих родителей. Большинство детей, не смотря на убеждение родителей в обратном, более или менее ясно представляют, что время от времени происходит в родительской спальне за закрытыми дверями. Но важный нюанс состоит в том, что они воспринимают действия отца по отношению к матери как некий акт агрессии, что и не удивительно, учитывая то, что мужчина, как правило, играет более активную роль в процессе, физически доминируя над партнершей. И не зависимо от того, видел ли ребенок или нет, как все происходит, но он неизбежно фантазирует на эту тему, в т.ч. до известной степени примеряя эту роль на себя.

Маленький ребенок не разграничивает для себя понятие любовь и секс. Для него секс — это составная часть или продолжение любви, один из наиболее прямых и действенных способов ее выражения. Поэтому он может стремиться демонстрировать свою сексуальность объекту своего влечения, воспринимая это, как вполне приемлемый способ показать свою любовь. Так малыш может начать раздеваться в присутствии лица, к которому он испытывает эротический интерес.

В норме психологически мальчики отождествляют себя с отцом, а девочки с матерью. Соответственно, они испытывают любовно-эротическое влечение к родителю противоположного пола, который для них является идеалом и пределом мечтаний. Если по какой-то причине родитель отсутствует, то его место в жизни и воображении ребенка может занять любой другой представитель того же пола из ближайшего окружения: брат, сосед, дедушка и т.д.

Итак, каждый ребенок, будь то мальчик или девочка, хочет завладеть предметом своей любви, в тайне желая вытеснить другого родителя, чтобы занять его место. Свое желание ребенок может демонстрировать как в явной, так и в скрытой форме. Ведь, с одной стороны, он любит обоих родителей, а с другой — боится наказания, которое может применить родитель, которого он хочет вытеснить из этого своеобразного любовного треугольника. Если родители, занимая взрослую позицию, позволят развиваться событиям своим чередом, то рано или поздно ребенок оставит мечту занять место родителя своего пола подле «самого лучшего» папы или мамы. Теперь он будет утешаться мыслью о том, что, когда вырастет, найдет себе «такого же хорошего» спутника жизни, как его папа/мама.

Когда пишешь на такие темы, то всегда трудно донести суть процесса, не огрубляя его и не делая несколько гротескным. Со стороны может показаться, что все, что я пишу довольно надуманно. Но присмотритесь к детям, которые Вас окружают. Как часто мы можем услышать он них такую фразу: «Когда я вырасту, то выйду замуж за папу!»? или «Вот выросту и женюсь на маме!» Именно так чаще всего дети заявляют о своих претензиях. И даже если Вы не услышали из уст ребенка подобных фраз, знайте, что он думает, и всерьез думает о такой возможности. Но рано или поздно поймет всю нереальность подобной идеи и удовольствуется обещанием себе и другим найти точно такого же, только лучше.

Если по каким-то причинам развитие ребенка пошло не по заданному сценарию, то у него будут наблюдаться различные личностные отклонения. Так, мальчик, который отождествляет себя с матерью, а не с отцом, как это должно быть в норме, вырастет более пассивным и женственным, чем его собратья, хотя сразу скажу, это отнюдь не подразумевает, что такие черты характера будут сопровождаться гомосексуальной ориентацией.

Если же сама мать, с которой он себя ассоциирует, имеет мужские черты характера, доминируя над отцом, то возможен, как женственно-пассивный, так и более мужественный тип мужчины, в зависимости от того, с какой именно частью личности матери в большей степени будет отождествлять себя мальчик. Но мы не будем лезть в дебри психоанализа. Просто я хочу, чтобы Вы понимали, что от того, как развивалась эта ситуация, и чем она закончилась, зависит, как будут складываться отношения с противоположным полом у ребенка в дальнейшем, а также то, какие черты характера у него будут преобладать, и какие поведенческие модели он будет реализовывать.

Нужно отметить, что в воспитании ребенка большую роль играет родитель одного с ним пола, поскольку именно он традиционно более строг к своему чаду. В то время, как родитель противоположного пола, как правило, склонен более лояльно относиться к ребенку, меньше его ограничивая и прощая ему шалости. Особенно сильно, конечно, это касается матерей, воспитывающих сыновей. Ведь традиционно мужчины занимаются воспитанием детей в гораздо меньшей мере.

Большую роль в последующем развитии и становлении девочки как женщины играет фигура отца. Лояльный и мало запрещающий отец способствует формированию у нее более женственного характера, чем строгий и грубый. В последнем случае велик шанс идентификации девочки с отцом и развития у нее мужественно-жестокого характера. Кроме того, по тому, как к ней относился отец, у девочки формируются ожидания относительно того, как остальные мужчины должны к ней относиться. Вырастая, она ждет такого же поведения и от своего избранника. И даже, если ей не нравилось поведение отца, который бил ее, она может неосознанно желать видеть рядом с собой сильного и властного мужчину, отвергая и презирая тех, кто более мягок в обращении с ней.

Как мы уже говорили, Фрейдовская типология личности, описывая характер, формирующийся на этой стадии развития, называет его фаллическим. Давайте рассмотрим, какие основные черты ему свойственны.

Фаллический характер:

Мужчины с фиксацией на данной стадии развития, характеризуются весьма дерзким, хвастливым и опрометчивым поведением. Они как бы пытаются доказать себе и миру, что они чего-то стоят. Поэтому они весьма склонны к разного рода авантюрам, бравадам, эффектным поступкам. Часто такие мужчины стремятся к успеху любой ценой, но достигая его, не могут им насладиться. Только что взяв эту высоту, они уже видят другую, которая им еще не покорилась, и которую им непременно нужно покорить.

Такой тип мужчин стремится привлекать внимание к своей персоне, особенно, к своей мужественности. Для них просто жизненно важно доказать всем, что они настоящие мужики. Для этого они могут выбирать один из наиболее прямых и очевидных способов — завоевание как можно большего количества женщин. При этом, сама женщина, как таковая, может их даже не интересовать. Их побуждает к действию возможность показать свою власть над ней. Такой мужчина должен постоянно доказывать себе и другим, что ни одна женщина не может перед ним устоять. Но, как только желанная цель достигнута, он тут же теряет к женщине свой интерес, переключаю всю свою энергию на завоевание нового трофея.

Женщины , которые неблагополучно прошли эту стадию развития, весьма склонны делать чрезмерную ставку на свою внешнюю привлекательность и способность обольщать. Т.е. в принципе, делают то же, что я писала о мужчинах, но только в женском варианте. Они точно также могут коллекционировать не устоявших перед их шармом мужчин, видя в этом наглядное доказательство собственной исключительности и превосходства над соперницами. Очень часто для таких женщин вызовом становится именно «занятой» мужчина. Они могут идти на самые разные уловки и ухищрения, чтобы заставить его сдаться, и разу же после этого бросить его за ненадобностью.

Для таких женщин характерны весьма беспорядочные половые связи. Ведь свою готовность к сексу они воспринимают, как своего рода скрытое оружие. Но при этом внешне такая женщина может отнюдь не выглядеть коварной соблазнительницей или распутной особой. Часто она может казаться весьма наивной и даже невинной, глядя на мир широко распахнутыми глазами, полными обожания. Но за этой привлекательной оболочкой может скрываться безжалостная охотница за головами…

Но у женщин с фиксацией на данной стадии может встречаться и совершенно другой тип личности, если вместо того, чтобы принять на себя женскую роль, дама начинает бороться с мужчинами за первенство, пытаясь доказать, что она ничем не хуже сильного пола. Такие женщины ведут себя напористо и самоуверенно. Также они постоянно пытаются доказать свое превосходство над мужчинами, часто пытаясь их унизить, показать их несостоятельность и некомпетентность. Это стремление может принимать различные формы: подколки, критические замечания, советы, упреки по типу «я тебе говорила…», намеки, сексуальная холодность, рукоприкладство. В ход может пойти все, лишь бы показать со всей очевидностью, насколько плох мужчина, и насколько на его фоне хороша она (всегда права).

4. Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов.

5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека.

Но наибольшее влияние на формирование личности и черт характера оказывают наиболее ранние этапы развития человека, названные Фрейдом прегенитальными стадиями. Ведь человек их проходит еще до того, как в полной мере осознает, какое значение в получении удовольствия играют его половые органы. От того, получает ли ребенок на каждой этой стадии достаточное внимание и заботу или напротив, эта забота проявляется сверх меры, зависит то, как в дальнейшем будет идти этот человек по жизни, какие черты характера будут у него преобладать.

Если ребенок недополучает желаемого, например, его рано отнимают от груди, то и в дальнейшем он может чувствовать, что ему не хватает чего-то важного в жизни, искать и не находить этого. Если же ребенка окружают чрезмерной заботой, не давая ему возможности самостоятельно контролировать свои естественные функции (например, выделительные), то у него формируется ощущение некомпетентности и зависимости.

И в том и в другом случае энергия либидо не находит нужного выхода и накапливается в соответствующей зоне тела. Происходит фиксация на той или иной стадии развития, т.е. застревание на ней. Это выражается в придавании чрезмерного значения способам получения удовольствия, характерным для более ранних стадий. Так, наиболее часто встречающаяся сегодня форма подобного поведения — это переедание. Оно является прямым следствием желания человека получать большее удовольствие от жизни. Но, вместо того, чтобы найти более взрослые формы получения этого удовольствия, человек скатывается на более раннюю стадию, и ведет себя как маленький ребенок, сосущий материнскую грудь.

Этот процесс перехода на более ранние этапы развития получил название регрессии. И чем сильнее была фиксация, застревание на предыдущей стадии, тем больше вероятность скатывания человека в детские формы поведения. Особенно явно этот процесс виден, когда человек переживает стресс. Тогда он пытается восстановить свое душевное равновесие путем «испытанного» способа получения удовольствия. Курильщики начинают курить одну сигарету за другой, обжоры объедаются, порой даже не чувствуя вкуса еды, полностью занятые самим процессом поглощения, ну а часть людей «топит горе в вине»…

И чем хуже человек справляется с теми требованиями и задачами, которые возлагают на него более поздние этапы развития, тем больше он подвержен регрессии в моменты эмоционального или физического стресса. Поэтому избавиться от такого регрессивного поведения можно двумя путями: проанализировав, поняв и отработав те наиболее ранние психологические причины, которые привели к формированию и закреплению такого поведения — наиболее действенный, но и наиболее сложный и трудоемкий путь. Или же обратить внимание на свое умение справляться с жизненными трудностями, отрабатывая соответствующие навыки — это вторичный, вспомогательный путь, который поможет частично устранить нежелательное поведение, но не его корни. Куда направить свои силы — дело за вами.

Зигмунд Фрейд – это довольно известный психоаналитик, который в свое время предложил теорию психосексуального развития. В данной теории речь идет о том, как индивидуальность начинает развиваться еще в период детства. Эта теория довольно известна и распространена в психологии, но наряду с этим, она является предметом многих споров. По размышлениям Фрейда, индивидуальность начинает развиваться еще в детстве и проходит несколько разнообразных этапов. На этих стадиях, энергия, которая ищет удовольствия, в итоге является сосредоточенной на конкретных эрогенных блоках. Именно описанная психосексуальная энергия и является главной поведенческим стимулом для человека.

Рассмотрим стадии психосексуального развития

Зигмунд Фрейд рассматривал ниже идущие стадии психосексуального развития как основные:

Оральная стадия

Данная стадия наблюдается в период от рождения и до одного года.
Рот самая важная эрогенная зона на этой стадии.
Несомненно, рот невероятно важен, ведь он необходим чтобы поесть, также младенец получает некое удовлетворение от орального поощрения и до удовлетворительных актов, среди которых можно отметить всасывание или дегустацию. Так как ребенок в этом возрасте полностью независим от того человека, который за ним ухаживает, у ребенка развивается и чувство доверия, а также он получает комфорт.
Основным конфликтом, который возникает на этом этапе, является отнимание младенца от груди, именно на этом этапе ребенок обязан становиться чуть менее зависящим от человека, который за ним ухаживает. Фиксация на указанном этапе привела бы к зависимостям или же к враждебности. Также эта фиксация приведет трудностям связанным с питием и употреблением пищи, а также это могут быть трудности с табакокурением или нехорошей манере грызть ногти.

Анальная стадия развития

Данная стадия наблюдается с одного года до 3-х лет.
Эрогенная зона: работа живота и управление мочевым пузырем.
В указанном этапе, главный акцент либидо привлечено к процессу контроля мочевым пузырем и, конечно же, испражнениями. Вполне понятно, что на этом этапе развитя от детей требуется научиться контролировать эти процессы, что, в итоге, сделает его еще более независимым и самостоятельным.
Фрейд читал, что на данном этапе успех ребенка полностью зависит от того, насколько родители помогают ребенку в преодолении данного задания. Родители должны на этом этапе всячески использовать похвалу за успехи, и помогают своим детям чувствовать себя не только способным, но наряду с этим и производительным. Положительные результаты, полученные на данной стадии, являются основательными, чтобы личность развивалась гармонично и стала, как выше писалось сведущей, работоспособной и креативной.

К сожалению, мало кто из взрослых оказывают ребенку поддержку, которая так необходима ребенку. Некоторые считают, что правильным будет наказать ребенка, или даже высмеять. Фрейд считал. Что не стоит проводить сильно ранее обучение туалету, ведь тогда личность будет формироваться строгой, твердой, при этом чистоплотной и помешанной. Также если обучение происходило чрезмерно снисходительно, это могло привести к тому, что личность начинала развиваться так, что в ней будет место для грязной и расточительной индивидуальности.

Фаллическая стадия

Данная стадия наблюдается в возрасте от 3-х и до 6-ти лет.
Эрогенная зона: половые органы.
На данной стадии, главный акцент сконцентрирован на гениталиях ребенка. Именно данные годы, ребенок начинает понимать, что между полами есть некие различия. Что интересно, по теории Фрейда, мальчик рассматривает отца как конкурента с отношениях с матерью. Данные чувства описаны в Эдиповом комплексе. Также ребенок имеет страх, который назван беспокойство кастрации, а именно мальчик боится быть наказанным отцом.
Термин известный как комплекс Электры, описывал набор ощущений, который испытывали девочки, но Зигмунд тоже считал, что девочки на этом этапе и на протяжении жизни могут переживать отсутствие члена.

Латентный период

Данная стадия наблюдается в возрасте от 6-ти лет и заканчивается в период половой зрелости.
Эрогенная зона: затишье в либидо.
На этапе неявного развития либидо неактивно. Данная стадия считается начатой, когда ребенок идет в школу. Именно на этом этапе, они приобретают интерес к отношению со сверстниками, у них проявляется интерес к различного рода хобби и другим занятиям.
Данный период можно охарактеризовать как время, когда происходит исследование, в этом периоде либидо все еще есть, но оно обращено в прочие направления, среди которых стоит отметить сексуальное преследование, т.е. некоторый социальный интерактив. Этот этап психосексуального развития невероятно главенствует в продвижении не только общественных способностей и способностей к общению, но также и в формировании самоуверенности.

Генитальная стадия

Данная стадия наблюдается от периода половой зрелости и до конца жизни.
Эрогенная зона: пробуждение активного либидо.
На заключительном этапе, личность получает повышенное либидо к другому полу. Данные чувства начинают развиваться на этапе половой зрелости и увеличиваются в соответствии с взрослением человека.
Как описано выше, акцент ранее прописанных стадий был сделан на потребностях личности, заинтересованность же в состоянию окружающих развивается именно на данной стадии. В случае если вышеописанные стадии прошли успешно и были благополучно завершены, личность вырастает нордической, душевной и заботливой. Главной целью этой стадии является установление равновесие между всеми проявлениями жизни.

Другие статьи по этой теме:

Законы психического развития Выготского Секс во время месячных Гуманизм в психологии Эдипов комплекс Теории сна и сновидений Психологическая характеристика личности Нужно ли покупать ребенку много игрушек Механизмы психологической защиты

Понравилась статья? Поделитесь ей